• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Китайские реформы эффективнее российских

Отказ от импорта передовых технологий, недофинансирование образования и незаинтересованность региональных элит в экономическом росте – вот неполный перечень причин отставания России от Китая, говорится в исследовании Майкла Рохлица, представленном на семинаре Института анализа предприятий и рынков (ИАПР) НИУ ВШЭ

России не хватает нацеленности на результат

Исследование «Промышленная политика и потенциал государства: сравнительный анализ Китая и России» научного сотрудника итальянского Института рыночных технологий Лукка (IMT Lucca) и НИУ ВШЭ Майкла Рохлица посвящено сравнительному анализу механизмов господдержки развития промышленности, инфраструктуры, науки и технологий в России и Китае. Автор опирается на работы китайских, российских и западных экономистов, интервью представителей власти.

На примере высокоскоростных поездов докладчик показывает, что в отличие от России, Китай смог перейти от импорта высокотехнологичной продукции к производству собственных промышленных товаров, схожих по своим характеристикам с западными образцами. Импорт западных технологий в сфере железнодорожного транспорта осуществляется с помощью совместных предприятий с фирмой Siemens. Россия, рассмотрев аналогичную возможность и отказавшись от нее, пошла по пути закупки восьми немецких высокоскоростных поездов.

В области инфраструктуры автор указывает на необоснованно высокие затраты российского бюджета на престижные объекты, приуроченные к крупным международным событиям при явном недофинансировании базовой инфраструктуры. В то же время в Китае осуществляется широкомасштабное строительство дорог, аэропортов, глубоководных морских портов, электростанций.

Сопоставляя ситуацию в сфере науки и образования, Майкл Рохлиц говорит о лучшем финансировании системы образования и о большей включенности Китая в международное сотрудничество. При этом создаются высокие стимулы для возвращения студентов в страну. Число международных научных публикаций и патентов Китая более чем в пять раз превышает число аналогичных российских работ.

В России реализация многочисленных анонсируемых проектов крайне низка, тогда как промышленная политика Китая в большей степени ориентирована на достижение результата, в том числе и на рост технологичности собственного производства. Несмотря на наличие в России различных механизмов развития – создание специальных экономических зон, кластеров, технопарков, государственных корпораций, венчурных фондов, не происходит самого главного – новые технологии внедряются в отечественное производство крайне медленно.

Страх блокирует экономический рост

Часть исследования автора связано с изучением институциональных особенностей выбранных стран. В Китае важнейшим критерием оценки элиты, в том числе деятельности губернаторов, является экономический рост. Региональные власти имеют достаточно широкую автономию и могут экспериментировать с методами стимулирования промышленного развития. Отбор в партийную элиту эффективен – он нацелен на продвижение способных, инициативных людей. При этом власть не дистанцируется от бизнеса, а находится с ним в диалоге. В целом, система способствует масштабным и быстрым изменениям в хозяйственной деятельности страны. Существенным недостатком является пренебрежение социальной политикой, что во многом определяется показателями, отобранными в качестве критериев эффективности и отсутствием подотчетности местному населению.

В России система перераспределения бюджетных средств устроена так, что экономический рост может привести к негативным последствиям для региональных властей. При этом самостоятельность в политической сфере не поощряется. Риск в процессе реализации новых проектов велик, а возможные достижения не будут должным образом оценены федеральной властью. Страх перед ошибками блокирует все нововведения, так как их провал может привести к завершению политической карьеры.

Главным условием успеха российских губернаторов и всей региональной властной элиты, является их политическая лояльность центру, а не экономическое развитие подведомственных территорий. В качестве примера Майкл Рохлиц приводит большие, устаревшие предприятия, остро нуждающиеся в реконструкции. Однако сохранение статус-кво на подобных предприятиях позволяет легче мобилизовать работников голосовать за поддержку региональной или федеральной власти. Взаимодействие государства и бизнеса затруднено. Предприниматели неохотно раскрывают информацию о своем бизнесе, а бизнес-ассоциации создаются с целью защиты предпринимателей, а не с целью развития диалога с властью.

Изучая сравнительную эффективность губернаторов, назначенных федеральным центром, Майкл Рохлиц провел параметрический анализ по таким параметрам как безработица, преступность, безопасность прав собственности, качество инфраструктуры, размер экономического роста, интенсивность появления новых производств, результаты выборов. В регионах с назначенным губернатором экономический рост обычно выше, но,вместе с тем, хуже обстоит дело с большинством других показателей, в том числе, с безопасностью прав собственности и преступностью, отметил автор исследования. В итоге он приходит к выводу, что правильно созданные стимулы могут способствовать росту эффективности промышленной политики.

Почему Россия не Китай

Экономический скачок Китая произошел при очень низком начальном уровне развития, когда страна могла позволить себе быть открытой, добавляет ведущий научный сотрудник Институт анализа предприятий и рынков (ИАПР) НИУ ВШЭ Борис Кузнецов. Китай – это страна с огромным рынком и дешевой рабочей силой, что делает ее крайне привлекательной для инвестиций. При этом последние тридцать лет экономического роста обеспечили стране стабильность, которая делает возможным долгосрочное планирование.

Трансформация экономической и политической жизни России носила совсем иной характер. Адаптация промышленности к рыночным условиям происходила крайне сложно. О появлении некоторой стабильности можно говорить, только начиная с 2000-х годов. При этом, к долгосрочному планированию наша страна так и не перешла. В различных сферах доминируют «короткие» проекты и «короткие» деньги. Такие условия способствуют расцвету коррупции на всех уровнях, так как нет уверенности в завтрашнем дне. Коррупция существует и в Китае, но если там есть определенные неписаные пределы взяток, то в России царит полный произвол.

Китай смог сохранить партийно-хозяйственную матрицу, когда на каждом предприятии, даже с иностранным капиталом, есть партийный начальник, который обеспечивает взаимодействие государства и бизнеса. Подобные структуры остались для России в советском прошлом.

Отбор в элиты также играет важную роль. В Китае государственная служба – это почетное дело, за которое существует конкуренция на рынке труда. В 90-е годы в России госслужба была, наоборот, непривлекательной.

Простое заимствование системы стимулов ситуацию в России не улучшит, считает Кузнецов. Для изменений необходимо понять и реформировать механизмы, по которым в России сложилась существующая неэффективная система стимулов как при отборе в элиту, так и при проведении промышленной политики.

 

1 октября, 2013 г.