• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Промышленность застыла в стагнации

Российская индустрия «закрепилась» в состоянии стагнации. В сентябре рост промпроизводства сдерживали высокий уровень налогообложения, недостаток финансовых средств предприятий и неопределенность экономической политики. Мониторинг состояния делового климата в промышленности и ожиданий предпринимателей Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ

В сентябре текущего года деловой климат в промышленности находился в стабильно тяжелом состоянии.

Основным фактором, лимитирующим рост производства, в сентябре оказалось ухудшение финансовой составляющей предприятий (собственных финансовых ресурсов и прибыли).

К таким выводам пришли эксперты Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета ВШЭ, проанализировав мнения руководителей около 5,5 тыс. крупных и средних российских промышленных предприятий (опрос проведен Федеральной службой государственной статистики).

«Финансовые проблемы в виде “высокого уровня налогообложения” и “недостатка финансовых средств” являлись одними из лидеров среди факторов, лимитирующих производство, о чем сообщили 40 и 38% респондентов соответственно», – говорится в мониторинге ИСИЭЗ.

Помимо этого, в сентябре продолжился «хронический» процесс сокращения персонала, занятого на крупных и средних промышленных предприятиях. «В условиях стагнационного развития отрасли и в целях оптимизации затрат данное явление можно признать весьма болезненным с социальной точки зрения, но экономически оправданным», – объясняют авторы мониторинга. По их предположениям, часть бывших промышленных рабочих находит применение в неформальном секторе экономики со всеми вытекающими негативными последствиями как для себя, так для бюджета страны в целом.

Вместе с тем, к положительным моментам сентябрьского опроса можно отнести незначительные улучшения с производственной и спросовой ситуаций по сравнению с весенне-летнем периодом. Так, в сентябре по сравнению с августом средний уровень загрузки производственных мощностей вырос на 1%, составив в целом по промышленности 64%. Экономисты ЦКИ объясняют данный факт традиционным ростом инвестиционной активности в конце года, наступлением осенне-зимнего сезона и соответствующего роста спроса на энергоносители, а также статистическим эффектом, связанным с нахождением потерянных в течение года объемов производства и включением их в годовую разработку.

Таким образом, делают вывод в ИСИЭЗ, «отмеченный в сентябре незначительный позитив в оценках участников опроса не позволяет утверждать, что в отрасли наблюдается перелом стагнационного тренда экономического развития промышленности».

«2013 год можно вычеркнуть из списка периодов экономического роста промышленности.

При этом индустрия уже вряд ли скатится в рецессию, о чем беспокоилась весной текущего года часть аналитиков, в том числе на государственном уровне», – утверждают экономисты.

Наибольший позитив в феврале по сравнению с январем был характерен для респондентов из предприятий, обрабатывающих древесину и производящих изделия из дерева, наименьший – для предприятий текстильного и швейного производства, производящих кожу, изделия из кожи и обувь.

В итоге сезонно откорректированный индекс предпринимательской уверенности, характеризующий состояние делового климата в промышленности, сохранил августовское значение –2%.

Динамика индекса предпринимательской уверенности

Источники: по России – Центр конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, по Европе – Economic and Financial Affairs, European Commission.

Комментирует директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович:

Стагнационное поведение отрасли в текущем году можно объяснить слабым совокупным спросом на продукцию промышленных предприятий. Однако данное объяснение выглядит весьма упрощенным. Скорее всего, к лимитирующим факторам необходимо отнести и другие явления, сопровождающие деятельность промышленности в течение года. Во многом отсутствие мотивации среди предпринимателей к росту производства на своих предприятиях связано с неопределенностью экономической обстановки в стране, неблагополучным предпринимательским, инвестиционным и институциональным климатом, а также отсутствием, хотя бы на ближайшие три года, четких правил игры со стороны различных регуляторов промышленной деятельности.

Следует отметить, что взятая предпринимателями пауза в 2013 году проходит на фоне в общем-то неплохих макроэкономических показателей: уровень инфляции в пределах разумного; уровень безработицы один из самих низких за последние годы; динамика денежных доходов населения – конечного потребителя промышленной продукции находится в фазе роста. Если к этому добавить более чем стабильные цены на углеводородное сырье, то можно прийти к выводу, что сегодняшняя макроэкономическая ситуация, по крайней мере, лишь незначительно хуже, чем была в докризисный период почти двузначных темпов роста промышленности. Причем, исходя из результатов опросов, складывается впечатление, что потенциал отрасли значительно выше, чем фактические результаты. Данный тезис косвенно подтверждают результаты сентябрьского обследования, когда только 18% опрошенных руководителей констатировали неудовлетворительное экономическое состояние своих предприятий.

Многие предприниматели в сегодняшних экономических и институциональных условиях боятся делать рискованные ходы по инвестиционному, инновационному, модернизационному преобразованию своих структур, если их предприятия не входят в различные целевые государственные программы с гарантированными бонусами. Инвестиционной активности они предпочитают вложения финансовых средств в повышение зарплат и дивидендов. При нулевых темпах роста производства в январе-июле, по данным Росстата, среднемесячная зарплата в промышленности по сравнению с соответствующим периодом прошлого года выросла почти на 10%. Значит, у топ-менеджеров она увеличилась примерно на 25%. На многих государственных предприятиях, особенно госкорпорациях, рост зарплат и дивидендов просто зашкаливает. Спрашивается, зачем тогда заниматься развитием  производства, вкладывая в данное мероприятие крупные денежные средства, влезая в кредитную кабалу с непредсказуемыми финансовыми последствиями, когда и так можно жить хорошо. Хотя со времен Адама Смита известна формула: чем больше фирма производит, тем меньше издержки производства единицы продукции, так называемый эффект «возрастающей отдачи от масштаба».

Видимо, в ближайшее время совместными усилиями государства и бизнеса надо изменить не только предпринимательское поведение, но и модель экономического развития промышленности. Учитывая, что это достаточно долгий процесс, связанный с неминуемым сопротивлением части неэффективных чиновников всех уровней, которые будут не востребованы в новых условиях в силу отсутствия соответствующей компетенции, необходимо включить данный механизм прямо сегодня. Эффект может наступить не раньше, чем через полтора-два года.  Уже сегодня необходимо перейти от фрагментарного к акцентированному решению базовых проблем улучшения предпринимательского, в том числе инвестиционного, инновационного и модернизационного климата; создания позитивной институциональной среды; минимизации коррупционной составляющей и административных барьеров; пересмотра финансовых отношений между федеральным центром и региональным уровнем; структурных изменениям в промышленности; установке стабильных правил игры между государством и бизнесом хотя бы на три года; сокращению избыточного присутствия государства в экономике; повышения вложений в человеческий капитал и др.

Если срочно не начать реализовывать данную схему, экономика, включая промышленность, обречена на рост в пределах максимум 2-2,5%, и это лишь в случае стабильных цен на углеводородное сырье, волатильность которых практически не зависят от деятельности российских экономических регуляторов.

Конечно, как показывает опыт других стран, и при таких темпах роста жить можно, а для отдельных групп населения весьма безбедно, но тогда надо снять с повестки дня лозунги типа: «догнать и перегнать»; полностью ликвидировать ветхое и аварийное жилье; постоянно увеличивать средства в науку, образование и здравоохранение; значительно улучшить пенсионное обеспечение населения и т.п.

 

30 сентября, 2013 г.