• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Страны БРИКС развивают собственные образовательные стратегии

Особенности высшего образования в России, Бразилии, Индии и Китае исследовала международная команда экспертов. Результатом этой работы стала монография «University expansion in a changing global economy. Triumph of the BRICs?» Книга будет представлена на стартующей 26 сентября IV Международной конференции «Университетские традиции: ресурс или бремя?», один из организаторов которой – НИУ ВШЭ

Недавно вышедшая книга обязательна к прочтению «для политиков по всему миру». Так известный западный социолог Мануэль Кастельс отозвался о новом исследовании международной команды, в состав которой включены и эксперты НИУ ВШЭ. Тщательно прорисованная картина высшего образования в России, Китае, Индии и Бразилии стала настоящей энциклопедией данных о студентах, вузах, социально-политическом и экономическом контексте и позволила выполнить глубокую диагностику «организма» университетов.

Национальные стратегии развития университетов, государство как движущая сила в этом процессе, разрыв между элитными и «массовыми» вузами по качеству образования, образование «технарей» и условия для научно-технологического прорыва – таковы основные сюжеты коллективной монографии «University expansion in a changing global economy. Triumph of the BRICs?», опубликованной издательством Стенфордского университета (Stanford University Press). Авторами книги стали профессор Стенфордского университета, научный руководитель Международной лаборатории анализа образовательной политики Высшей школы экономики Мартин Карной, ведущий научный сотрудник лаборатории Прашант Лоялка, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин, директор по информационным ресурсам НИУ ВШЭ Мария Добрякова и ряд других экспертов.

Фактуры по высшему образованию в каждой стране группы БРИК в книге так много, что из нее могут произрасти несколько самостоятельных исследований, менее универсальных. Монография описывает, например, исторический контекст современной высшей школы в России, Китае, Индии и Бразилии, намечает параллели и контрасты между странами. Для студентов это исследование может стать школой навигации по университетской системе, которая уже взращивает университеты мирового класса и твердо намерена придерживаться этого курса. Для экспертного сообщества монография ценна, помимо глубокой аналитики, и обильными эмпирическими данными.

У книги «государственнический» пафос, что вполне понятно. Роль государства в обновлении образования – лидерская, отмечает Исак Фрумин. «Государство действует не только в экономических интересах, – подчеркивает эксперт. – В демократических странах, например, очень важна роль университетов в легитимизации политического режима. Население рассматривает образование как базовую социальную услугу, и государство не может эти ожидания игнорировать».

Китай, Россия, Индия и Бразилия смогли раскрутить образовательный маховик так, что в относительно короткий исторический период они будут готовить больше работников с высшим образованием, чем традиционные страны-поставщики знаний. «Массовизация образования в государствах БРИК становится фактором глобальной экономики», – комментирует научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ. Мировой «организм» высшего образования за последние 20-30 лет гигантски вырос во многом благодаря четырем быстро развивающимся странам.

Впрочем, Россия – случай особый. Во-первых, массовое образование в стране началось еще в советскую эпоху, хотя основная экспансия высшей школы и пришлась на последние двадцать лет (кстати, Китай и Индия до сих пор не подошли к такому охвату населения высшим образованием, который был в России в начале 1990-х). Во-вторых, хотя число людей с высшим образованием в стране точно растет, качество образования – и это ни для кого не секрет – по-прежнему часто вызывает вопросы.

Такая интонация – скорее, размышления, чем безусловного утверждения – звучит в книге и в отношении инженерно-технического образования. Подготовка компьютерщиков, инженеров, специалистов по связи – вообще один из главных акцентов монографии, что легко объяснимо. Ведь именно такова главная интрига: «Если страны БРИК смогут подготовить достаточное количество высококвалифицированных инженеров и ученых, полюса технических инноваций могут переместиться сюда из США, Европы и Японии или, по крайней мере, все больше будут тяготеть к новым точкам роста наряду со старыми»,  считают авторы книги.

И все же главный вопрос – не количество, а качество: станет ли инженерно-техническое образование фактором повышения конкурентоспособности БРИК?

И тут Россия снова оказывается «особой статьей». По масштабу подготовки инженеров страна – один из мировых лидеров, примерно четверть всех российских студентов обучается в вузах с техническим профилем, отмечает Исак Фрумин. Проблема – в отчужденности инженерного образования от разработок, в непредпринимательском его характере (в фокусе исследования оказались вузы Москвы, Санкт-Петербурга, Перми, Твери, Ярославля, Екатеринбурга, Брянска). «Молодые специалисты решают конкретные инженерные задачи, но в более широком контексте им сложно действовать, – поясняет эксперт. – Как показывают наши исследования, российские программы инженерного образования уделяют слишком мало внимания выработке инициативности и самостоятельности, способности решать задачи в контексте их употребления и стоимости».

Еще одна интрига сюжета книги – национальные стратегии четырех стран в области высшего образования, разные рецепты успеха.

Кейс Индии, например, нетривиален тем, какую роль играет негосударственный сектор в образовании, – он взял на себя обучение инженерным наукам. В Индии почти половина студентов негосударственных вузов учатся на технических специальностях. Однако в том, что касается исследований, Россия и Индия оказались, что называется, в одном клубе. Обеим странам эксперты дают настойчивый совет – увеличить расходы на исследования.

Бразильский сюжет доказывает, насколько университеты зависят от долгой истории. В Бразилии сектор элитного образования во многом составили негосударственные вузы, в частности, католические.

Главная перемена, которая произошла в области высшего образования в странах БРИК, пишут авторы монографии в первой главе,  «это растущие различия между массовыми университетами и колледжами, которые вбирают в себя большинство студентов в странах этой группы, и элитными университетами, которые, особенно в Китае и России, должны становиться исследовательскими университетами мирового класса». Последние служат для образования относительно ограниченной группы учащихся.

Уязвимость такой стратегии – возможное усиление контраста между вузами по качеству образования. «Малопродуктивна система, в которой все деньги вкладываются в лидеров», – подчеркивает Исак Фрумин. Такое неравномерное распределение средств в образовании может в итоге сказаться и на экономическом росте, добавляют эксперты.

Мартин Карной отмечает, что глобально значимые университеты важны, в первую очередь, «для внутреннего пользования». Это что-то вроде чемпионата мира по футболу или олимпиады – вопрос чести, престижа, образцов. Но и массовый сектор нуждается в хорошем качестве «массовых» работников. И большинство из них – выходцы из университетов «второго уровня», то есть не Стэнфорда, а, скажем, Университета Сан-Хосе в Калифорнии.

И, наконец, самые принципиальные, судьбоносные вопросы исследования: насколько важно «тотальное» высшее образование и как приблизить технологический прорыв? «Казалось бы, рациональное государство должно полностью привязаться к тривиальной экономической логике, обеспечивая существующую экономику кадрами, – размышляет Исак Фрумин. – Не случайно периодически слышны высказывания, что для рынка труда не нужно столько людей с высшим образованием. Но такие суждения, как правило, встречают сопротивление». И дело не только в том, что образование воспринимается сейчас как базовая социальная услуга, и не только в том, что высшее образование самоценно.

Экспансия высшего образования, особенно естественнонаучного и инженерно-технического, – одно из условий технологического прорыва. Необходимое, но недостаточное. Два других опорных ресурса – научный потенциал исследовательских университетов и институциональные условия, делает вывод научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ.

Если книгу «University expansion in a changing global economy. Triumph of the BRICs?» действительно прочитают политики, то, возможно, будет меньше споров на тему ценности высшего образования. Хотя бы потому, что авторы монографии, как заметил Мануэль Кастельс, сделали все для того, чтобы читатели понимали, как именно университетская система трансформирует мир в пору глобализации. Русский перевод книги выйдет уже в этом году.

Полное название книги:
Martin Carnoy, Prashant Loyalka, Maria Dobryakova, Rafiq Dossani, Isak Froumin, Katherine Kuhns, Jandhyala B.G. Tilak, and Rong Wang. University Expansion In A Changing Global Economy. Triumph Of The BRICs? Stanford: Stanford University Press, 2013.

См. также:

Фрумин И. Д., Добрякова М. С. Что заставляет меняться российские вузы: договор о невовлеченности // Вопросы образования. 2012. № 2. С. 159-191.
Dobryakova M. S., Froumin I.Higher engineering education in Russia: incentives for real change // International Journal for Engineering Education. 2010. Vol. 26. No. 5. P. 1032-1041.
Глобализация не отменила национальных интересов
Американские рецепты для российской педагогики
Пора заняться школой

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 25 сентября, 2013 г.