• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ошибки рынка и господдержка инноваций

Эффективной инновационной политике необходим баланс между поддержкой непосредственной разработки инноваций и стимулированием их внедрения и распространения. Исследование научного консультанта Банка Финляндии Томаса Такало

Инновации имеют решающее значение для развития общества, но в конкурентной рыночной среде их разработка и распространение могут быть неэффективными. Такое положение является одним из примеров ошибок рынка и указывает на необходимость государственного вмешательства, пишет Томас Такало (Tuomas Takalo) в статье «Предпосылки и инструменты государственной инновационной политики» («Rationales and instruments for public innovation policies»).

Инновациям нужна поддержка государства

Экономисты выделяют два основных источника ошибок рынка – несовершенство финансового рынка и внешние эффекты.

Типичный случай несовершенства: инсайдеры и внешние игроки обладают разной полнотой информации, что препятствует эффективному распределению финансов, предназначенных для разработки инноваций. Репутация и аудит фирм – достаточно надежные инструменты на стандартных рынках, но, как правило, не работают в отношении фирм-производителей инноваций. В итоге без участия государства этот сектор экономики оказывается недоинвестированным.

Государство, со своей стороны, способно собирать информацию по различным инновационным проектам, оценивать ситуацию в целом и выделять приоритетные направления. Кроме этого, государство может проводить сертификацию проектов, что создаст определенные индикаторы для инвесторов, пишет Такало.

В то же время, ссылаясь на работы Д. Меза и Д. Веба (Meza D. and Webb D., 1987), он утверждает, что следствием активной государственной политики в этой области может стать избыточное финансирование инновационного сектора. Отбора проектов не производится, поэтому поддержку получают как удачные проекты, так и неэффективные.

Другой важной задачей государственной политики должна быть ациклическая деятельность: поддержка должна возрастать при неблагоприятной общеэкономической ситуации и уменьшаться в период экономического подъема. Противодействие несовершенствам финансового рынка без учета цикличности развития не может быть эффективным инструментом инновационной политики, утверждает Такало.

Внешние эффекты возникают в результате того, что фирмы, занимающиеся инновациями, не могут точно оценить последствия своих вложений. Например, прогнозировать миграцию рабочей силы в другие компании.

Кроме того, в производстве инноваций имеет место кумулятивный эффект, когда на основе одного нововведения другой игрок рынка осуществляет новое открытие. В итоге автор инновации получает лишь малую часть общего дохода от внедрения нового продукта.

Проблема внедрения новых технологий состоит и в том, что одно и тоже изобретение имеет разную ценность с точки зрения экономики и с точки зрения социальной значимости. Таким образом, проблема внешних эффектов включает множество аспектов, что создает трудности для разработки эффективной инновационной политики.

Инструменты поддержки

Томас Такало проанализировал влияние различных инструментов инновационной политики на стимулирование процесса разработки и процесса внедрения.

Таблица 1. Достоинства и недостатки инструментов инновационной политики

ИнструментДостоинстваНедостатки
Интеллектуальная собственностьЭксклюзивное использование продукта.Эффект «мертвого груза».
Не является инструментом фискальной политики, каждое новое изобретение создает улучшение по Парето.Сложность в определении границ собственности (правовые, административные расходы, дополнительные риски, предпосылки для оппортунистического поведения).
Корреляция ценности интеллектуальной собственности для предпринимателя и ее социальной значимости. 
СубсидииВозможность отбора проектов, поощрение социально значимых проектов или проектов с положительными внешними эффектами.Сложность отбора. Необходимо найти баланс социальной значимости и экономической эффективности.
Риски незаконного присвоения, снижение социальной нормы прибыли субсидий из-за дополнительных расходов поконтролю заадресным использованием.
Налоговые льготыСнижение предельной стоимости инвестиций, возможность инвестировать больше.Злоупотребление налоговыми льготами.
Конкурсы и премииСоздание информационной базы с перечнем задач и потенциальных изобретений.Необходимость изначально иметь четкие представления о желаемом результате.
Нематериальная мотивация, престижность получения премий, побед в конкурсах.Оппортунистическое поведение спонсора после получения желаемого результата.
 Дублирование расходов на разработку инноваций всеми участниками конкурса.
 Обоснованность стоимости приза.
Государственные закупкиРешение национальных стратегических задач.Ограничение распространения результатов исследования (особенно в военной сфере).

Источник: T. Takalo Rationales and instruments for public innovation policies

Один из важнейших инструментов политики – интеллектуальная собственность. Данный механизм эффективен на стадии разработки инноваций, он обеспечивает защиту произведенного продукта. Однако на стадии внедрения он же является скорее препятствием.

В отличие от интеллектуальной собственности, субсидии – более гибкий механизм. Они могут быть эффективны на различных стадиях разработки и внедрения инноваций, позволяют поддерживать совместные исследования. Этот механизм активно используется в развитых странах. Субсидии на инновационную деятельность обычно выделяются в двух формах. Это либо прямые субсидии (в том числе инвестиции в акционерный капитал), либо льготные кредиты.

Кредиты эффективны на стадии разработки инноваций, но их сложно использовать на стадии распространения нововведений. Кредиты, будучи более дешевыми с точки зрения административных расходов, оказывают более предсказуемое влияние, чем гранты.

Если предприниматели не вкладывают собственные средства в проекты, то потенциальные инвесторы не могут быть уверены в обоснованности привлечения финансовых средств. Решить проблему могло бы использование налоговых льгот вместо прямого субсидирования фирм, считает автор исследования.

Конкурсы и призы часто предполагают отказ разработчика от интеллектуальной собственности. Такие инновационные продукты становятся общественным достоянием, что стимулирует их распространение. Схожим эффектом обладают государственные заказы на инновации, которые часто используются в медицине и военной сфере.

Такало считает, что необходим баланс между стимулированием производства инноваций и стимулированием их распространения. Так, эффективный на стадии разработки механизм защиты интеллектуальной собственности ограничивает последующее распространение инноваций, что невыгодно с точки зрения общественного блага.

Финским инноваторам помогают

Государственная инновационная политика Финляндии базируется на механизмах интеллектуальной собственности и субсидий. При оценке применяемых мер необходимо учитывать масштаб экономики Финляндии и ее открытость. Например, жесткая политика в отношении охраны интеллектуальной собственности внутри страны принесет скорее дополнительные издержки, хотя и необходима в глобальном масштабе.

Поддержка финских инноваций соответствует курсу стран ОЭСР на введение налоговых льгот и субсидий. При этом большого опыта одновременного использования обеих механизмов в Финляндии нет. За счет применения обоих инструментов общий объем поддержки инновационного сектора может увеличиться, предполагает Такало, но при введении налоговых льгот необходимы учитывать существующие субсидии и концентрироваться на приоритетных направлениях.

Автор исследования подчеркивает значимость развития конкурсов – еще одного инструмента поощрения инноваций. Конкурсы могут быть эффективным механизмом для развития медицины. Существуют болезни, которые в большей степени распространены в Финляндии, чем в других странах мира. Учитывая небольшой размер рынка, фармацевтические фирмы не имеют стимулов для разработки новых лекарств для лечения таких болезней. Применяемые инструменты инновационной политики – интеллектуальная собственность, субсидии и налоговые льготы – плохо работают в условиях ограниченного рынка. Но поскольку необходимость новых лекарственных препаратов и методов лечения четко определена, хорошо продуманный конкурс позволит создать дополнительные стимулы для развития этой сферы.

Каждый из инструментов инновационной политики имеет свои особенности, поэтому необходима общая экономическая стратегия, которая учитывает относительные преимущества и недостатки этих инструментов. В случае Финляндии такая стратегия должна также принимать во внимание небольшой масштаб и открытость экономики страны. В противном случае существует риск, что хаотичное применение различных инструментов снизит их эффективность, а их использование будет отражать лоббистские возможности различных групп стейкхолдеров.

См. также:

Тон в формировании российских кластеров задают IT и биотехнологии
Инновациями движет открытость

 

18 сентября, 2013 г.