• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Три школы – одно будущее

«Стрелка», МАРШ, Высшая школа урбанистики – новые образовательные институции, появление которых может изменить существующую логику воспроизводства культурного и социального ландшафта российских городов

Этим летом Высшая школа урбанистики НИУ ВШЭ вручила дипломы магистров своим первым выпускникам – набору 2011 года. На выставке, где демонстрировались проекты первых магистров ВШУ (6-8 сентября, парк СахАрт), собрался Круглый стол «Стрелка, МАРШ, ВШУ: пересечения образовательных полей» с участием директора образовательной программы «Стрелка» Юрия Григоряна, декана Высшей школы урбанистики Александра Высоковского и профессора МАрхИ, профессора МАРШа, директора Archiprix Russia Оскара Мамлеева.

Три сестры

Главы трех новых архитектурно-градостроительных школ надеются, что в перспективе их трудами будет создано новое урбанистическое сообщество. Биографии у членов тройки пока короткие: «Стрелка» существует три года, ВШУ – два года, школа МАРШ – один год. При этом «Стрелка» имеет уже три поколения выпускников, ВШУ – одно, МАРШ выпустит своих первых студентов в конце этого учебного года. При общей цели подходы к ее достижению у всех разные.

Высшая школа урбанистики – самостоятельное научно-образовательное подразделение Высшей школы экономики. По словам декана школы А. Высоковского, в основе образовательного процесса лежит понимание урбанистики, как пространственно организованной деятельности людей. С одной стороны, будущие выпускники должны получить исследовательские навыки и ценностные установки, с другой стороны, им необходимо овладеть проектным подходом.

МАРШ – независимая архитектурная школа, цель которой – формирование новой модели архитектурного образования в России, направленной на воспитание профессионалов, интегрированных в мировой архитектурный процесс.

Институт «Стрелка» – негосударственное образовательное учреждение, созданное по инициативе группы известных частных лиц (бизнесмены Александр Мамут и Сергей Адоньев, создатель «Афиши» Илья Ценципер, арт-директор Первого канала Дмитрий Ликин, архитектор Олег Шапиро). Сайт института говорит, что «Стрелка» – это пространство сотрудничества между экспертами, властями и горожанами.

Архитектурная школа МАРШ и ВШУ дают магистерские программы продолжительностью два года. Если программа МАРШ преподается в формате полной нагрузки с обучением в дневное время, то занятия в ВШУ, как и на большинстве магистерских программ ВШЭ, проходят во второй половине дня, что позволяет студентам работать. «Стрелка» предлагает девятимесячную постдипломную программу на английском языке, на полный день, и выплачивает студентам высокие стипендии. Программы первых двух школ более формализованы, «Стрелка» меняет тематику из года в год и предлагает формат обучения с большим количеством приглашенных иностранных спикеров, нестандартным отношением к студентам и организации учебного процесса.

Ожидается, что выпускники ВШУ будут востребованы девелоперскими компаниями, проектными институтами, органами местного самоуправления. Многие выпускники «Стрелки» включены в исследовательские программы института  или работают в частных архитектурных бюро. Будущие выпускники МАРШа – это высококвалифицированные архитекторы широкого профиля. Программы еще молоды, и кем на деле станут выпускники, покажет время.

Сопротивление среды и активность субъекта

Количество выпускников растет. Работа урбаниста во многом определяется ответом на вопрос – для кого урбанисты работают? Как и где будут работать студенты, как их интегрировать в существующую систему и сообщество, не растеряв то, что в них вложено? Востребованность специалистов нового профиля, как нельзя лучше передает следующий диалог, прозвучавший на Круглом столе:

– Есть ли место урбанистам в сырьевой экономике?

– У кого власть, у того и деньги. Урбанисты работают с властью.

Диалог очень показательный. Круглый стол, посвященный конкретным образовательным программам, вывел на другие вопросы: может ли урбанистическое сообщество сохранять независимость, когда власть  – почти монопольный заказчик исследований? Насколько приходится корректировать работу, приводя ее в соответствие с ожидаемыми заказчиком результатами? Очевидно, что для трансформирования реальности независимость необходима.

В значительной степени облик городов определяется парадигмой развития страны. В настоящий момент реализуется множество хороших идей – трансформируются парки, библиотеки, пешеходные зоны. Но в условиях сырьевой рентной экономики, порождающей колоссальное неравенство, попытки создания дружественной городской среды будут неизбежно обречены на реализацию лишь в отдельных пространственных или социальных анклавах, потребителями которых является наиболее активная группа граждан. Этот вопрос уже выходит за рамки собственно урбанистики, но системное понимание сложившейся картины необходимо.

Самый главный вопрос – какой город мы хотим увидеть? Город – это люди. Но что мы знаем о медианном москвиче, о медианном жителе любого другого города. Урбанист – не беспристрастный исследователь, он же – и просто горожанин, включенный в определенную среду. И это создает риск спроецировать мировоззренческие установки, образ жизни своей социальной группы на научные исследования. Темы, выбираемые студентами для исследования часто близки им самим; ценно, что исследования направлены на решения конкретных задач актуальных для современного города. Однако хотелось бы, чтобы системные проблемы также находили свое отражение и были осмыслены, чтобы новые специалисты пытались взглянуть на проблемы города со стороны, а не только с точки зрения активной студенческой молодежи.

 

16 сентября, 2013 г.