• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Моноэтничность регионов увеличилась

Различия российских регионов по этнической мозаич­ности за последние 50 лет стали меньше – наибо­лее моно- и полиэтничные территории утрачивают свои уникальные черты. Тем не менее в ряде регионов ярко выражены процессы территориальной концентрации этносов. Статья Александра Орлова в журнале «Региональные исследования»

Александр Орлов, доцент Нижегородского государственного педагогического университета им. Кузьмы Минина, исследовал два параллельных процесса – территориальной концентрации и территориальной деконцентрации этносов России в 1959-2010 гг. В целом различия между регионами по этнической мозаич­ности за последние полвека уменьшились – наибо­лее моно- и полиэтничные территории утрачивают свои уникальные черты. Тем не менее, в отдельных регионах идет процесс территориальной концентрации этносов, вследствие чего количество субъектов РФ с относительно моноэтничным населением возрастает.

Статья А. Орлова «Историко-географические аспекты трансформации этнической структуры населения Российской Федерации» опубликована в журнале «Региональные исследования» №2 (40).

Кому на Руси жить

На первом временном этапе А. Орлов выделяет депопулирующие и растущие этносы, опираясь на статистические данные переписей 1959, 1970, 1979, 1989, 2002 гг. Первые четыре из указанных переписей отмечали рост численности населения Рос­сии, затем последовало ее снижение. Все этносы России оказалось возможным разбить на две большие группы – народы, обеспечивающие основ­ную депопуляцию в стране, и народы, ее ча­стично компенсирующие.

Схожую динамику имеют крупнейшие этносы России – русские, белорусы, украинцы, а также ряд финно-угорских народов – марийцы, удмурты, коми-зыряне, коми-пермяки и представители некоторых других групп – немцы, чуваши, хакасы. Абсолютная численность этих народов первоначально увеличивалась, а в начале 90-х гг. с  вступлением в фазу депопуляции, стала уменьшаться. Доля их в общей численности населения России сократилась или осталась неизменной.

В период 1959-2002 гг. самой крупной депопуляцией отмечены два финно-угорских этноса – мордва и карелы, численность которых снизилась в 1,6 и в 2,7 раза соответственно, а также евреи, численность которых сократилась в 5,6 раза. Увеличение абсолютной численности и доли в населении страны продемонстрировали в этот период народы Северного Кавказа, башкиры, татары, тувинцы, алтайцы, якуты, буряты, калмыки, казахи, азербайджанцы, армяне. Позднее, в 2000-е гг., по разным причинам началось сокращение башкир, татар, адыгейцев, кабардинцев, хакасов, казахов и азербайджанцев.

Таким образом, на протяжении рассмотренного периода народы славянской и финно-угорской групп, а также евреи, немцы и чуваши сокращали свою долю в численности населения. Совокупная доля народов, обеспечивающих депопуляцию, составляет в 2010 г. 94,11%. Представители северокавказской семьи, тюркской и монгольской групп, а также армяне и осетины увеличивали свою долю. В настоящий момент к этносам, частично компенсирующим депопуляцию, относятся народы Северного Кавказа и Сибири, (за исключением хакасов). Их совокупная доля в населении страны составляет 5,89%.

Степень полиэтничности регионов

Сравнения между регионами А. Орлова базируются на расчетах индексов этнической мозаичности Эккеля (ИЭМ). Индекс принимает значения от нуля до единицы и будет тем выше, чем больше на территории субъекта представлено этносов, и чем более равномерно они распределены по численности населения. Сравнивая расчеты индекса за 1959 и 2010 гг., автор распределяет регионы России на четыре группы по степени полиэтничности и выявляет изменение состава данных групп. Полученные результаты представлены на рисунках 1 и 2.

Рисунок 1. Степень полиэтничности субъектов РСФСР в 1959 г.

 

Источник: журнал «Региональные исследования» №2 (40)

Рисунок 2. Степень полиэтничности регионов РФ в 2010 г.

 

Источник: журнал «Региональные исследования» №2 (40)

Группа 1, ИЭМ < 0,2

В 1959 г. в данную группу входили только регионы с доминированием русского населения – все субъекты совре­менного Центрального федерального окру­га (кроме Москвы), большинство регионов Северо-Западного федерального округа, северо-за­падные регионы Приволжского федерально­го округа, северные регионы Южного феде­рального округа, а также Курганская область и Забайкальский край из восточной части страны. В 2010 г. данная группа существенно выросла за счет увеличения моноэтничности восточных (восточнее Урала) «русских» регионов и двух нерусских территорий – Чечни и Ингушетии.

Группа 2, 0,2 ≤ ИЭМ < 0,4

В 1959 г. эта группа была многочисленна и состояла из «русских» регионов, многие их которых расположены в восточной части страны. В группу вошли Москва и Санкт-Петербург, ставшие полиэтничными в силу своего столичного статуса. К 2010 г. количество регионов в группе существенно сократилось. Во-первых, за счет снижения полиэтничности на востоке страны а также, по официальной статистике, у федеральных городов. Во-вторых, за счет роста полиэтничности в Ульяновской области и республике Бурятия. В некоторых республиках полиэтничность наоборот упала – Карелия и Тыва попали в данную группу, снизив степень полиэтничности, причем Карелия стала практически «русским» регионом, в Тыве же, наоборот, доля русского населения снизилась.

Группа 3, 0,4 ≤ ИЭМ < 0,6

Данный тип не претерпел существенных изменений. В него входят большинство национальных республик Поволжья и Сибири, а также некоторые «русские» области с очень весомой долей других народов.

Группа 4, ИЭМ ≥ 0,6

В 1959 г. в группу входили прежде всего северокавказские республики, а также другие наиболее полиэтничные регионы (Республика Коми, ЯНАО). К 2010 г. часть регионов выпала из этой группы. Так, Чечня и Ингушетия переместились на противоположных полюс данной шкалы, став моноэтничными. Другие регионы – Якутия, Чукотский АО, вошли в состав группы.

Таким образом, в ряде регионов наблюдался рост полиэтничности. Снижение доли русского большинства и повышение доли титульного этноса наблюдалось в республиках Алтай, Бурятии, Адыгее, Калмыкии, Якутии и Чукотском АО. Миграционные процессы привели к росту полиэтничности ХМАО, Тюменской области, Ставропольском крае и во всех регионах Центральной России, где возросла доля представителей северокавказской семьи. В Ульяновской и Астраханской областях степень полиэт­ничности существенно выросла за счет татар и казахов.

Снижение полиэтничности происходит за счет сокращение русского населения в Татарстане, Северной Осетии, Туве, Чечне, Ингушетии и, наоборот, сокращения титульного населения Коми и Карелии. Миграционный отток и ассимиляция среди русского населения приводят к сокращению полиэтничности на Дальнем Востоке и в Сибири, в освоении которых на ряду с русскими активное участие принимали украинцы и белорусы.

Концентрация и дисперсия

В результате проведенного исследования Александр Орлов приходит к выводу, что за период 1959-2010 гг. территориальная концентрация произошла у большинства си­бирских народов – алтайцев, бурят, хакасов и якутов, значительной части европейских народов – калмыков, карел, коми, мордвы, татар, чувашей и у единственного северо­кавказского этноса – адыгейцев. Территориальная деконцентрация харак­терна, прежде всего, для северокавказских народов, которые, благодаря незавершенному демографическому переходу, находятся в стадии территориальной экспансии. Существенно рассеиваются народы финно-угорской группы – коми-пермяки, марийцы, удмурты, а также тувинцы. Эти депопулирующие народы повышают свою концентрацию в более развитых регионах. Дисперсно расселенные народы – украинцы, белорусы и евреи перемещаются из восточных регионов страны в главные экономические центры – Москву и Санкт-Петербург.

 

12 сентября, 2013 г.