• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Не разбазарить триллион

Реформированный порядок проведения госзакупок может сэкономить бюджету более 1 трлн рублей в 2014 году. Первый проректор НИУ ВШЭ Александр Шамрин рассказал о разработках экспертов Высшей школы экономики на встрече премьер-министра Дмитрия Медведева с членами Экспертного совета при правительстве

Темой встречи Экспертного совета с премьером было совершенствование общественного контроля госрасходов, закупок и инвестиций. По словам Шамрина, 500 млрд рублей принесет повышение обоснованности закупок, 300 млрд – снижение доли несостоявшихся торгов, а еще 170 млрд – введение нормирования по основным видам закупок. Для сравнения: примерно такую сумму в 2013 году будет потрачено столичным бюджетом на все госзакупки.

В будущем году на смену №94-ФЗ «О размещении заказов для госнужд» придет новый №44-ФЗ «О контрактной системе». Оценивая результаты работы еще действующего закона, Шамрин констатировал, что его «потенциал полностью исчерпан, а коррупция и мошенничество за годы действия закона переместились в госзаказе в сферы планирования и исполнения контрактов». При этом одним из ключевых недостатков системы представитель ВШЭ назвал отсутствие четких показателей эффективности действий госзаказчика. В итоге чиновник практически перестал отвечать за результат исполнения контракта. Шамрин сказал, что сейчас «сложилась ситуация, когда единственным показателем эффективности действий госзаказчика является слепое следование процедурам».

Насколько эффективным окажется новый порядок проведения госзакупок, пока не ясно. «К серьезным рискам, связанным с переходом, относится возможное затягивание процессов закупок, значительный объем правового регулирования подзаконными актами, проблема адекватности информационного обеспечения», – перечислил Шамрин проблемные «точки» будущей системы. Существует и риск того, что механизмы общественного контроля будут использоваться, чтобы «кошмарить» бизнес. Также могут появиться «профессиональные жалобщики», которые будут умышленно злоупотреблять правом контролировать закупки.

Централизация позволит сэкономить

Выступление Шамрина базировалось на работе экспертной группы, работавшей над докладом «О проведении оценки эффективности расходов федерального бюджета и представлению предложений по их оптимизации» (страницы 455-503). Руководимая А. Шамриным экспертная группа провела детальный анализ нового закона и предложила меры дальнейшего повышения эффективности госзакупок.

К примеру, статья 26 нового закона №44-ФЗ позволит централизовать госзакупки, передав специальному органу полномочия заказчиков по планированиювсех закупок, выбору поставщиков, права на заключение и исполнение государственных и муниципальных контрактов. Централизация позволит оптимизировать расходы бюджетов на каждом из этапов закупочного цикла:

  • уменьшатся расходы бюджета на содержание штата работников, обеспечивающих закупки, и на обеспечение работы контрактных служб заказчиков.
  • не будут тратиться средства на разработку конкурсной документации и оплату труда экспертов, оценивающих ее, а также на оценку соответствия участников конкурса.

Централизация закупок как средство оптимизации затрат более эффективна, чем проведение совместных конкурсов и аукционов или привлечение заказчиком специализированной организации. Совместные конкурсы могут проводиться в отношении только одной конкретной закупки. При этом участники закупки передают организатору лишь часть полномочий, что не позволит значительно сэкономить на штате работников и организационно-техническом обеспечении закупок, отмечается в докладе НИУ ВШЭ.

Привлечение специализированной организации также не будет способствовать экономии бюджета, поскольку должно осуществляться по контракту и на платной основе. Централизованная закупка уполномоченным органом станет препятствием при попытке приобрести товары по завышенной цене или относящиеся к предметам роскоши.

Между тем, эксперты «Вышки» считают, что уполномоченный орган должен осуществлять закупки не всех групп товаров, работ и услуг. По их мнениюв статью 26 №44-ФЗ необходимо внести ряд изменений. Нужно разрешить заказчику самостоятельно осуществлять закупку товаров или услуг, если их стоимость не превышает 100 тысяч рублей или они нужны для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Кроме того, эксперты НИУ ВШЭ предлагают прописать ответственность уполномоченного органа за бесперебойность и своевременность поставок.

Госзакупки закодируют

Новый №44-ФЗ изменяет методы определения начальной цены контракта, устанавливает особенности закупок бюджетных и автономных учреждений, ГУПов. Регионы и муниципалитеты наделяются правом устанавливать порядок формирования и ведения планов закупок, что позволит учитывать специфику и нужды различных регионов и муниципальных образований.

В законе вводится отдельная статья, посвященная идентификационному коду закупки. Идентификационный код закупки будет указываться во всех значимых документах: плане и графике закупок, приглашении принять участие в закупках, в контракте.

Также правительство подготовит не только условия отбора электронных площадок, но и установит их количество. По мнению экспертов НИУ ВШЭ, это позволит не допустить «размывания» закупок по неограниченному числу площадок, а также гарантирует наличие профессионализма и качество предоставляемых площадкой услуг.

С демпингом поборются рублем

Закон защитит интересы заказчика от недобросовестного поведения участников размещения заказа, прибегающих к демпингу. Если в конкурсе и аукционе начальная (максимальная) цена контракта составит более 15 млн рублей, а участник предложит цену контракта на четверть ниже начальной (то есть максимальной), то контракт будет заключен только после того, как исполнитель предоставит обеспечение, в полтора раза превосходящее его первоначальное предложение.

Если контракт на сумму менее 15 млн рублей берется выполнить малый бизнес, то альтернативой вышеописанному денежному обеспечению может служить необходимость предоставить сведения о добросовестности участника процедуры госзакупок, полагают эксперты НИУ ВШЭ. Добросовестность малого предпринимателя могут подтвердить, в частности, показатели предыдущего успешного опыта исполнения госконтрактов.

Цены нужно сравнивать

Непрозрачность ценообразования приводит к некорректному определению величины финансовых потребностей. Как правило, запрос на финансирование закупки для госнужд делается «с запасом», отмечают эксперты НИУ ВШЭ. Причем нередко цены на аналогичные предметы закупки существенно отличаются, что невозможно объяснить только логистическими или иными издержками.

Сейчас формы статистической отчетности не позволяют провести анализ ситуации, необходимый для определения «средней» цены и выявления действительных масштабов проблемы. На общероссийском официальном сайте zakupki.gov.ru в открытом доступе публикуется информация только о размещении заказа и заключении контракта. Эксперты «Вышки» предлагают размещать вединой информационной системе (ЕИС) информацию о «средних» ценах и о результатах ценовых запросов заказчиков, причем начать делать это уже с 1 января 2014 года.

«Вертикальный» сговор необходимо блокировать

Повышению эффективности госзакупок будет способствовать борьба со сговором заказчика и поставщика. Чтобы не допустить конкуренции поставщиков, заявку размещают в электронной системе с ошибками: опечатками, пробелами между буквами ключевого слова, используют латинские буквы, одинаковые с кириллическими, а иногда даже вместо букв вставляют схожие с ними цифры. Как подсчитали эксперты НИУ ВШЭ, при таких «слепых» закупках снижение цены контракта составило 0,79% от начальной (максимальной) цены, объявленной заказчиком, в то время как в «прозрачных» закупках среднее снижение цены достигало 5,83%,.

В ходе проведенного исследования было выявлено более 3 тысяч фактов проведения «слепых» закупок с совокупной ценой контрактов порядка 18 млрд рублей. По экспертной оценке, совокупный потенциальный ущерб только от «слепых» закупок за 2012 год мог составить порядка 874 млн рублей.

Чтобы пресечь практику «слепых» закупок, необходимо запретить размещение информации при поступлении уведомления системы о том, что в заявке имеется ошибка. Такое размещение должно автоматически блокироваться, настаивают эксперты НИУ ВШЭ. Также они подготовили методические рекомендациипо выявлению нарушений в части искажения информации о закупкена сайте zakupki.gov.ru

Особое внимание ошибки при размещении заявки должны вызывать, если лишь один поставщик был готов исполнить заказ, либо цена закупки почти не отличалась от первоначальной или изначально цена заявки была завышена.

Мелкие закупки также нуждаются в контроле

Новый закон эксперты ВШЭ рекомендуют дополнить статьями, регулирующими вопросы ценообразования «малых закупок», цена которых не превышает 400 тысяч рублей. Практика Москвы показывает, что использование в таких закупках принципа «договора присоединения» или «контракта с открытой офертой» позволяет существенно экономить на итоговой цене. В единой информационной системе нужно использовать «Портал поставщиков», который содержит официальные приглашения к оферте поставщиков по конкретным наименованиям товаров и услуг.

Использование такого «электронного магазина» должно стать обязательным для заказчиков из крупных административно-территориальных образований, население которых превышает 100 тысяч человек.

См. также:

Электронные аукционы не снижают цены закупок
Потери госкомпаний от действия 223-ФЗ могут составить более 250 млрд рублей

 

Автор текста: Селиванова Мария Олеговна, 10 сентября, 2013 г.