• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Разрыв между черными и белыми в США растет

В Америке отметили полувековой юбилей Марша на Вашингтон, однако знаменитая «мечта» его вдохновителя, Мартина Лютера Кинга, все еще остается мечтой: за последние десятилетия уровень экономического и социального неравенства между белыми и афроамериканцами увеличился

Полвека тому назад, 28 августа 1963 года, в столице США порядка 300 тысяч американских граждан, большая часть из которых были афроамериканцы, собрались у мемориала Авраама Линкольна в Вашингтоне для того, чтобы положения Декларации Независимости – равные права на «жизнь, свободу и стремление к счастью» – трансформировались из декларируемых ценностей в систему американского права, не дискриминирующую граждан по признаку расы.

Через год, после принятия в 1965 году «Закона о гражданских правах» и «Закона об избирательных правах», белокожее и темнокожее население Штатов стали де-юре равными. Наглядные иллюстрации реализации такого равенства сложно не заметить: страной управляет афроамериканский президент, мэры таких городов, как Балтимор, Денвер, Филадельфия – чернокожие американцы, а Опра Уинфри вошла в 2013 г. в список долларовых миллиардеров США.

Но насколько равны сегодня экономические и социальные статусы белого и афроамериканского населения? Согласно данным The Economist, в 2000 г. медианный доход афроамериканского домохозяйства составлял 64% от медианного дохода домохозяйства белых. В 2011 г. это отношение составило 58%.

Экономическое неравенство, измеряемое размером чистых активов домохозяйств, выросло еще сильнее. После того, как в 2008 г. ипотечный пузырь лопнул, афроамериканцы стали самой многочисленной группой пострадавших. Так, в 2005 г. медианная величина чистых активов чернокожего домохозяйства была в 11 раз меньше аналогичной величины для белого населения. В 2009 году эта цифра увеличилась до 20 раз, согласно The Economist.

Экономическое неравенство подкрепляется в свою очередь значительным социальным неравенством. Сегодня 72% темнокожих детей рождаются вне официального брака (белых – 25%), большинство из них потом воспитываются в неполных семьях. 17-летний темнокожий ребенок демонстрирует сегодня такую же технику чтения и такой же уровень владения математикой, как и 13-летний белый ученик. Отсюда, вероятность поступления в колледж у белых школьников существенно увеличивается по сравнению с темнокожими абитуриентами. Следовательно, в итоге белокожие американцы имеют более высокий уровень образования и, как следствие, более высокий социальный статус, который закономерно ведет их к более высокому уровню благосостояния.

Но где же та ниточка, с которой начинает заматываться этот клубок социального и экономического неравенства? Представляется, что таких ниточек несколько.

Во-первых, безусловно, более низкий по сравнению с белыми социальный и экономический статус афроамериканцев можно считать отголоском политики сегрегации в 60-х гг. Но почему этот отголосок слышен сегодня, тогда как права афроамериканцев и белых стали де-юре равны еще 50 лет назад?

Здесь на авансцену вступает, так называемая «экономика идентичности»: афроамериканцы и белые по-прежнему идентифицируют себя с разными социальными группами, воспроизводя социальное и экономическое неравенство. В свое время Джордж Акерлоф («Экономика идентичности», 2010 г.), лауреат Нобелевской премии по экономике, показал, что в современных Штатах чернокожие ученики намеренно не желают показывать блестящие успехи в школе, чтобы не быть высмеянными своими друзьям афроамериканцами. Помимо этого, Акерлоф продемонстрировал, что учителя чаще делают замечания относительно поведения в школе чернокожим ученикам, считая, что те более склонны нарушать правила общественного поведения.

В результате мотивация афроамериканских школьников к достижению высоких результатов в обучении снижается. Снижение мотивации, в свою очередь, поставлено в прямую зависимость с последующей вероятностью поступления в колледж и получением высокого дохода.

Кроме того, работодатели склонны брать на работу белокожих рабочих, считая, что у них лучше дела с дисциплиной и лояльностью. Это также сказывается на мотивации афроамериканцев прилагать определенные усилия по наращиванию своего человеческого капитала для трудоустройства на более высокооплачиваемые должности.

Таким образом, неравенство идентичностей выступает в роли второй ниточки, затягивающей клубок социального и экономического неравенства в Америке.

Барак Обама, произнося речь в честь полувекового юбилея Марша на Вашингтон, заявил, что «было бы  оскорбительным для героев 1960-х посчитать работу по искоренению неравенства выполненной... Уровень безработицы среди темнокожего населения в два раза выше такового среди белых. А разрыв в уровне богатства между расами не только не уменьшился, но вырос».

Президент заявил, что государство нацеленно на искоренение неравенства между белыми и афроамериканцами. Однако такое искоренение, по-видимому, не состоится вне нивелирования неравенства идентичностей. А этот социальный механизм модифицируется уже далеко не действиями правительства или юридическими инструментами.

 

4 сентября, 2013 г.