• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Тарифная петля естественных монополий

Дальнейший рост тарифов «убьет» российскую индустрию или же даст импульс инвестиционной активности крупнейших российских корпораций? Булат Нигматулин и Илья Долматов на семинаре в ВШЭ

Рост тарифов естественных монополий в России традиционно считается одной из наиболее существенных преград для развития бизнеса. Несмотря на то, что Россия – нетто-экспортер газа, внутренняя цена на него – одна их самых высоких в мире (и продолжает расти по 10-15% в год). Это прямой удар по конкурентоспособности, как отдельных отраслей, так и российской экономики в целом, убеждены представители бизнеса и ряд экономистов.

В то же время, повышение тарифов мотивируется российскими естественными монополиями необходимостью аккумулировать средства на развитие и инвестиции.

Правительственная позиция колеблется под нажимом отраслевых лоббистов. Так, с одной стороны, правительство планировало перейти на равнодоходную с экспортной цену на газ на внутреннем рынке, однако в июне Минэкономразвития сделал заявление, что рост тарифов естественных монополий не должен превышать инфляцию.

На семинаре в Высшей школе экономики, посвященном уровню тарифов на газ и электроэнергию с точки зрения потребителей этих услуг, основными докладчиками выступили первый заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий Булат Нигматулин и директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ Илья Долматов. Каждый попытался ответить на вопрос: достигнут ли предел тарифов, и как он отражается на экономике страны.

Булат Нигматулин: Завышенная цена на электроэнергию гробит промышленность

Когда представители сырьевого бизнеса, чиновники и экономисты (в большинстве своем) пытаются оценить и сравнить уровень тарифов, они просто переводят цены в какую-то одну валюту, например из рублей в доллары по текущему обменному курсу. Но это не отражает реального положения дел, потому что этот курс, то есть цена одной валюты, выраженная в другой, есть результат взаимодействия рыночных сил на валютном рынке, обычно «приправленный» целеполаганием курсовой политики центральных банков.

Дать адекватное сравнение цен на электроэнергию и основные энергоносители в России, США и ЕC можно только приведя текущие национальные цены к общему знаменателю, используя концепцию паритета покупательной способности валют (ППС).

А это уже в корне меняет представляемую нам картину. По итогам 2012 года центробанковские среднегодовые курсы доллара и евро составляли 31,07 и 39,94 рубля соответственно, а ППС – 19,25 рубля за доллар и 24,95 рубля за евро. Получается, что текущий обменный курс рубля занижает его истинную покупательную силу по отношению к доллару и евро примерно одинаково и весьма значительно – в 1,6 раза.

В результате оказывается, что стоимость электроэнергии для промышленных потребителей в богатой энергоресурсами России в сопоставимом выражении на четверть выше, чем в энергодефицитной Европе. А если сравнивать с США, где обеспеченность энергоресурсами сравнима с российской, то у нас цена энергии в два с половиной раза выше. И даже с природным газом, внутренние цены на который номинально почти в три раза ниже экспортных, ситуация у нас почти аховая: уже в прошлом году внутренняя цена на газ, выраженная через ППС, сравнялась со среднеевропейской. Это значит, что дальше «Газпрому» повышать цены внутри страны просто некуда.

Завышенная цена на электроэнергию препятствует инвестициям и гробит промышленность, а электроэнергетическая отрасль России работает чрезвычайно неэффективно. Поэтому необходимо разработать специальные мероприятия по замораживанию этой цены с последующим ее снижением минимум на 25% – до среднего уровня в ЕС, рассчитанного через ППС-ЕС. В частности, нужно вводить жесткий контроль над тарифами и платой за присоединение, стимулировать повышение эффективности электроэнергетической отрасли, снизить объемы инвестиций в цене электроэнергии для потребителей.

Илья Долматов: Экономическое развитие не сдерживается тарифами естественных монополий

По мнению Ильи Долматова, цены на электроносители в России еще не достигли своего предела. Так, по сравнению с 1989 годом цены на электроэнергию в России выросли меньше, чем на основные продукты питания. То же самое можно сказать и о сравнении темпов роста цен в России и других странах мира. К примеру в Греции темпы роста цен почти в три раза выше, чем в России. Сравнение стоимости услуг ЖКХ на единицу площади (среднюю квартиру 85 кв. м) показывает, что в России средний счет ниже, чем в большинстве европейских стран.

В структуре расходов населения РФ 3% составляют жилищные услуги и 8% – коммунальные. В США соотношение 27% и 7% соответственно. То есть, доля расходов на ЖКХ там существенно выше.

Что касается промышленности, то и здесь можно констатировать: развитие не сдерживается тарифами. В России доля энергии в себестоимости промышленной продукции составляет от 3 до 10%. Повышение тарифов сглаживается тенденцией роста цен промышленных производителей. Как следствие, зависимость между тарифами и рентабельностью продаж незначительная. Изменение цен существенного влияния на продажи не оказывает.

 

30 августа, 2013 г.