• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Контроль торговли бесполезен

Сфера ритейла в России длительное время развивалась без вмешательства со стороны государственных регуляторов. Но в последние годы ситуация кардинально изменилась. Государство пытается активно контролировать эту область. Однако эффективность такого контроля – под большим сомнением. Доклад Вадима Радаева

Первый проректор ВШЭ, заведующий Лабораторией экономико-социологических исследований Вадим Радаев представил доклад «Ритейловая революция в России» в рамках специальной программы, организованной Банковским Институтом и Институтом анализа предприятий и рынков ВШЭ  для предпринимателей из Сингапура, заинтересованных в инвестициях в России.

Зачем государство пошло в розницу?

Около пяти лет назад в России был инициирован, а затем принят скандальный закон о торговле. В числе его целей декларировались ограничение монополии и территориальной экспансии торговых сетей, снижение цен на социально значимые товары, а также защита малого бизнеса. Кроме того, предполагалось, что закон урегулирует отношения между розничными сетями и поставщиками. Последние жаловались на несправедливые договорные отношения, завышение платы за «входные билеты» в торговые сети. Закон запрещал бонусные платежи торговым сетям с поставщиков, зафиксировал предельные отсрочки платежа за поставленный товар. Вводилось государственное регулирование торговых цен на социально значимые товары. Сейчас готовятся очередные поправки в закон о торговле, ограничивающие монополию торговых сетей, их разрабатывает Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Почему государство решило активно контролировать торговлю? Защита малого бизнеса и забота о конечных ценах для потребителей – не ответ на вопрос. Как отмечал В. Радаев ранее в своей статье «Кто выиграл от принятия закона о торговле», «в отличие от опыта США и других развитых стран лавочники не играли в российских антисетевых кампаниях сколь-либо  заметной роли. Не участовали в них и конечные потребители, интересы которых закон по большому счету не затрагивал, если не считать статьи о возможном государственном регулировании цен на социально значимые товары. «Куда больше оснований считать, что основной движущей силой кампании выступали крупные производители, прежде всего сельскохозяйственные, интересы которых настойчиво лоббировались Минсельхозом России. Эти интересы были серьезно затронуты сложившейся в 2000-е гг. новой рыночной ситуацией, когда значительная доля рыночной власти перешла от поставщиков товаров, господствовавших на протяжении 1990-х гг., к розничным продавцам», – поясняет Вадим Радаев.

Кроме того, стоит обратить внимание, насколько влиятельной в масштабах российской экономики стала сфера ритейла в последнее двадцатилетие. Это также одна из причин ее нахождения в фокусе государственного внимания.

От советского магазина до гипермаркета

В 1990 году доля торговли в российском ВВП, по данным Росстата, составляла 5,6%. В 2010 году эта цифра увеличилась до 18,3%. В 2000-е годы рост оборота российского ритейла был в два раза выше, чем рост ВВП. В результате за десять лет с 2000-го по 2010-й оборот рынка ритейла вырос в 10 раз.

Рисунок 1. Роль торговли растет

 

Источник: презентация В. Радаева на основе данных Росстата

Все это время шла активная экспансия российских и зарубежных торговых сетей с Запада на Восток России. Отечественные сети, выросшие за несколько лет до национальных операторов, агрессивно захватывали рынок, арендуя имеющиеся торговые площади и развивая средние традиционные форматы – супермаркеты и магазины эконом-класса. Глобальные зарубежные сети, приходившие в Россию, строили собственные помещения и ориентировались на крупные форматы, такие, как гипермаркеты.

В 2000-м году, как отметил Вадим Радаев, ни одна ритейловая компания не входила в ежегодный рейтинг крупнейших российских компаний «Эксперт-400». В 2004 году ситуация изменилась, 17 ритейловых компаний оказались в списке 400 крупнейших и четыре – в списке 100 крупнейших. В 2011 году в этих списках было 17 и 12 компаний соответственно. Четыре компании оказались в списке 50 крупнейших российских компаний. Две из них отечественные: X5 RetailGroup (17-е место),  Магнит (25-е место) и две международные: Ашан (31 место) и Metro. Cash & Carry (40-е место).

Рисунок 2. Лидеры рынка ритейла

 

Источник: презентация В. Радаева

Как регуляторам стать полезными

У рынка ритейла в России потенциально большие перспективы для дальнейшей консолидации и развития. Они, как рассказал В. Радаев, обусловлены наличием незанятых ниш на рынке. Современных сетевых магазинов в масштабах России пока немного. Так, доля в продажах пяти крупнейших российских ритейловых компаний составляет 5% от общего объема.

Лидеры рынка, как прогнозирует Радаев, будут пытаться продолжать дальнейшую экспансию, но она будет нацелена, в первую очередь, на эффективность. На фоне дальнейшей экспансии торговые сети постепенно вытеснят независимые магазины и открытые рынки, процент которых и сейчас ежегодно сокращается. И в отличие от восточно-европейских компаний, российские розничные сети способны сохранить свои рынки и будут конкурировать с глобальными розничными сетями.

Какова роль государства в развитии торговли? Все говорит о том, что законодательство о торговле на фоне продолжающихся дискуссий сетевиков и поставщиков и на фоне активности регуляторов будет меняться. Но исследования показывают, что пока государство не в состоянии принести положительный эффект в сферу ритейла. Определить выигравших от принятия закона о торговле сложно. Как отмечает В. Радаев, крупные поставщики лишились важных инструментов продвижения собственных товаров, а большинство мелких поставщиков все равно не могут пробиться в торговые сети. В целом их положение в отношениях рыночного обмена не улучшилось.

По результатам опросов, которые проводила Лаборатория экономико-социологических исследований НИУ ВШЭ в 2010 году среди представителей ритейлового рынка и экспертов, можно сделать вывод, что контрактные отношения не стали критично проще ни для сетевиков, ни для поставщиков. Так, только 5% поставщиков заявили, что им стало проще заключать договоры с крупными партнерами. 75% не заметили изменений, 20% заявили, что договорные отношения после вступления в действие закона о торговле для них осложнились.

Презентация к докладу В. Радаева

 

Автор текста: Селина Марина Владимировна, 20 августа, 2013 г.