• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Домострой в глянцевой шкуре

Современные женские журналы, позиционируя себя выразителями интересов современной женщины, пропагандистами модных течений, на самом деле транслируют патриархальные ценности. Такой вывод можно сделать из исследования Елены Мешковой

Старший научный сотрудник Института социологии РАН Елена Мешкова проанализировала эволюцию женских журналов на примере отечественных старожилов жанра – «Работницы», «Крестьянки», «Мир женщины» за 1991 и 2001 годы.

Свое исследование «Роль женских журналов в создании гендерной социокультурной среды. К истории вопроса» она представила на конференции «Развитие русскоязычного медиапространства: коммуникационные и этические проблемы», прошедшей в Высшей школе экономики.

Суровая женщина превратились в «даму-девушку»

С 1991 по 2001 годы в прессе, как и в обществе в целом происходили значительные изменения. Шел процесс переключения внимания массовой аудитории к деполитизированным СМИ. В это же время все более заметную роль на российском информационном рынке стали играть иллюстрированные издания крупнейших зарубежных медиа-концернов. Их популярность у читателей росла. «Традиционным» отечественным журналам пришлось включиться в конкурентную борьбу за читателя.

Анализ видеоряда женских журналов за 1991 и 2001 годы свидетельствует о значительных переменах в насаждаемом образе современницы. В начале 90-х годов на страницах женских журналов доминировали суровые и решительные женщины, умножающие трудом богатства Родины, а также стремящиеся достичь максимальных профессиональных высот, будь то спорт или космос.

В начале 2000-х журнальная иконография кардинально меняется. «Дама-девушка», по выражению главреда «Крестьянки» Анастасии Куприяновой, становится главным адресатом журналов. Более половины – 68 из 104 – женских фотографий в «Крестьянке» №4 за 2001 год посвящены молодым женщинам, позирующим перед фотокамерой, демонстрирующим новую одежду, косметику и прически. Лишь на тридцати снимках изображены женщины среднего возраста, а пожилая дама – всего на одном (и то в статье под рубрикой «Из жизни одуванчиков»). И только у троих героинь номера была упомянута профессия.

Такое изображение современной женщины в глянце – явление глобальное, подчеркивает автор доклада. К примеру, в США в журналах женщину чаще всего изображают как невесту, потребителя, домохозяйку, мать и помощницу мужа. Хотя официальная статистика говорит, что большинство женщин имеют профессию и работают.

Конфликт рекламы и реальности

Просмотр иллюстративного ряда западных женских журналов в РФ дает возможность сделать вывод об основных интересах женщин. Их не много: быть привлекательными для мужчин, хорошо кормить их и поддерживать чистоту в доме. Это все. Такой стереотип методично насаждается.

Между тем, как следует из доклада Мешковой, в реальности современные россиянки социально активны, у них развито гражданское самосознание и научное мировоззрение. Они сохранили уважение к себе и внешнюю привлекательность.

Похоже, что пока насаждаемые идеалы женщинами в полной мере не принимаются. Хотя результаты исследования, проведенного в Университете Делавэра Дженингсом, Гайсом и Брауном показали, что многократное воздействие рекламы  с ролевыми стереотипами усиливают их. Реклама, в которой в экспериментальных целях традиционное  распределение гендерных ролей было изменено наобратное, помогает их слому, а также ведет к большей уверенности в своей независимости и самодостаточности у женщин.

Молодость в цене

Анализ «Работницы», «Крестьянки» и «Мира женщины» показал, что их героини молодеют. В 2001 году треть публикаций была адресована женщинам 26-39 лет, четверть – более молодым читательницам.

Таблица 1. Динамика возраста героинь

                                                              Возраст, %
Год издания15-2526-3940-4950-59­60-6970 и старшеНет ответа
19918,519,724,815,49,417,15,1
200119,22820125,69,26

Источник: Е. Мешкова, 2013

При этом внешность, то есть лицо и фигура, героинь женского глянца интересует журналистов меньше, чем раньше. Если в 1991 году каждая третья, попавшая на страницы журнала женщина, была привлекательной, то в 2001 году – только каждая седьмая.

Таблица 2. Динамика внешности героинь

                                             Лицо, встречаемость, %
Год изданияПривлекательное ЗаурядноеНекрасивоеНе упоминаетсяНет ответа
199131,611,11,755,6-
2001147,60,877,20,4

Источник: Е. Мешкова, 2013

Быстрая еда рекламируется все активнее

Рост публикаций в женских журналах различных рецептов, реклама бытовой техники и продуктов быстрого приготовления – это не случайность, считает Мешкова. За рассматриваемое десятилетие почти не изменилась доля женщин, несущих на своих плечах груз домашней работы. Также стабильно число тех, кто делит бытовые заботы с мужем и другими членами семьи. Помощь домработниц снизилась с 6,8% до 4,4%. Зато с 69% до 78% выросло количество респондентов, проигнорировавших вопрос ведения домашнего хозяйства.

Автор исследования делает предположение: семьи стали больше пользоваться трудосберегающей техникой, а в меню увеличилось число блюд быстрого приготовления. Потому и растет объем соответствующей рекламы.

Образование перестало быть важным

Глянец дает понять своим читательницам, что образование – не предмет первой необходимости. Если в 1991 году в статьях образование женщины не упоминалось в 46% случаев, то в 2001 году – уже в 64% публикаций.

На страницы журналов в 1991 году попало 42% женщин с высшим образованием, а в 2001 году – только 36%. Из них гуманитарное образование имели 18% и 13% женщин соответственно. Число женщин, имеющих диплом технических вузов, сократилось значительнее – с 24% до 11%.

При описании в глянце женских судеб в 1991 году 41% женщин были  специалистами, а в 2001 году – только 30,8%.

Таким образом, на российском медиарынке, вернее, на его гендерном поле, выросли новые СМИ, одновременно являющиеся средствами социального контроля и управления массовым сознанием, приходит к выводу Е. Мешкова.

Женские иллюстрированные еженедельники не ставят перед читательницами серьезных проблем, но трансформируют их так, что даже самый серьезный вопрос не требует рефлексии. Ответы на него и вся поведенческая реакция уже предусмотрены.

См. также:

Современное российское телевидение наносит колоссальный ущерб экономике
Экономика гламура работает в городах-кластерах
Екатерина Травинская: Кто носит Prada?
Правила для СМИ

 

Автор текста: Селиванова Мария Олеговна, 16 августа, 2013 г.