• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Выбирать не только мэров, но и концепцию развития

Практика городского планирования в России от передовых практик отстает на десятилетия. Не только потому, что многие концепции современного градостроительства у нас неизвестны, но и потому, что их воплощение требует другой институциональной среды

На прошедшей в Высшей школе урбанистики конференции «Городское развитие в современных условиях: общество, власть, профессионалы» специальная секция «Импорт идей городского развития: мода, адаптация, отчуждение» была посвящена наиболее популярным концепциям городского развития, используемым в развитых странах.

По мнению модератора секции Александра Антонова, члена президиума НП «Объединение планировщиков», теория городского планирования за рубежом ушла далеко вперед, появились новые концепции, понятия. На практике зарубежные идеи зачастую отторгаются отечественными планировщиками, оставшихся сторонниками идей советского градостроения 30-50-летней давности. В рамках секции к обсуждению пригласили экспертов, которые не понаслышке знают о лучших иностранных практиках и могут дать новый толчок российскому профессиональному планировочному сообществу.

Livable city

Яна Голубева, координатор проектов MLA+ по Восточной Европе, рассказала о концепции livable city (города, удобного для жизни), которая стала ориентиром при реализации любых градостроительных проектов за рубежом. В конце 80-х гг. XX в. европейские города испытали переоценку приоритетов, концепция «городов для работы», с технологически и логистически удобным расположением производств, уступает концепции «городов для жизни», в которых хорошо и удобно жить. С усилением глобализации люди оказались меньше привязаны к местам труда, производства – к конкретной локации. В это время городские управленцы пришли к пониманию, что людей необходимо привлекать  в города, поскольку именно образованное и креативное население является основным фактором инвестиционной привлекательности, за счет которой, в конечном счете, формируется качественная городская среда.

Роль качественной городской среды и концепции livable city хорошо заметна при изучении зарплатной политики транснациональных корпораций: в удобных, благоустроенных городах международные компании платят своим сотрудникам меньше, в то время как в условиях деградирующего города вынуждены компенсировать издержки проживания в неблагоприятной обстановке путем повышения вознаграждения. При прочих равных такая компания распределит большую часть инвестиций в пользу города с более привлекательными условиями для проживания, поскольку это позволяет снизить издержки.

Институциональная среда устроена так, что многие решения принимаются в кулуарах, теневыми методами, а не за счет качества архитектурного подхода

Мнения российских экспертов относительно необходимости следования концепции livablecity разделились: с одной стороны, в российской действительности многие базовые потребности жителей (например, в достойном жилье) не удовлетворены, с другой стороны, поверхностное отношение к городской среде может привести к окончательной ее деградации.

Compact city

Другая важнейшая концепция, от которой отталкиваются планировщики во всем мире – compact city, компактный город, о которой рассказал, руководитель проектной мастерской ГУП НИиПИ Генплана Москвы Ярослав Ковальчук. Идея компактного города базируется на трех основных постулатах:

  1. Уплотнение ткани городской застройки
  2. Транспортная система, ориентированная на общественный транспорт
  3. Локальные сервисы и рабочие места – стимулирование смешанного использования

Главный метод повышения компактности города – уплотнительная застройка, которая вызывает негативные эмоции у жителей российских городов. Но в международной практике повышение уплотнения городской ткани проводится при одновременном улучшении качества жизни – например, при повышении этажности домов появляется возможность высадить деревья на освободившихся территориях.

Главный эффект от повышения компактности города – сокращение числа перемещений и средних расстояний, снижение зависимости населения от личных автомобилей. Другой важный аспект – распределение систем генерации и потребления энергии, предпочтение небольшим генерирующим станциям. В результате энергетическая система города оказывается более устойчивой и независимой, городская ткань – более связной и разнообразной, а использование территории – более эффективным.

Если процесс повышения компактности города оказывается слишком сильным, то в переуплотненном городе могут наблюдаться негативные эффекты, например, ухудшение экологической обстановки. Но эксперты секции согласились с тем, что российские города представляют собой настолько разреженные и рыхлые структуры, что на данной стадии опасаться переуплотнения не стоит.

Sustainable city

Еще одним популярным трендом зарубежной практики градостроительства является концепция sustainable city(устойчивый город или эко-город). Юлия Панкратова, руководитель градостроительного подразделения проектного бюро SKOPE, рассказала, что в настоящее время строить что-либо без приставки эко- в Европе практически невозможно. Во многом концепция эко-строительства была построена на эмоциональных началах, была своеобразным ответом на ухудшение городской среды в европейских странах. С другой стороны, современное понимание устойчивого города – это поиск баланса между всеми частями городской экосистемы.

В настоящее время разработаны международные конвенции, европейские программы, национальные стратегические документы экологического строительства. Современное понимание городской экологии – это адаптация проекта к конкретному месту. Эко-проекты в Европе настолько разнообразны, что охватывают и редевелопмент промышленных зон, и охрану культурного наследия, и крупные девелоперские проекты.

Часто встречается заблуждение, что эко-проекты – убыточны. В самом деле, затраты на эко-строительство в среднем на 10-15% выше, чем на строительство традиционное. Но при взгляде на более длительную перспективу оказывается, что такие здания заметно дешевле в эксплуатации,  а оптимизация и контроль будущих расходов интересны как для города, так и для инвесторов.

Отдельно стоят крупнейшие имиджевые проекты, инициированные государством. Примером такого проекта может служить реабилитация шведского города Мальмё. Проект Мальмё родился на стадии, когда город впал в стадию деградации – в городе закрылись порты, снизился уровень жизни. В таких условиях было принято решение о строительстве экорайона, который стал знаковым событием в жизни Мальмё и позволил жителям и международному сообществу переосмыслить свое отношение к городу. Проекты масштаба Мальмё стоят очень дорого и, на первый взгляд, нерентабельны. Однако их рентабельность видна в другом масштабе – такие проекты несут политическую значимость, повышают стоимость всего города в целом.

Эко-проекты в России единичны и фрагментарны, в первую очередь это вызвано отсутствием социального и государственного заказа на подобные проекты, в то время как следование концепции устойчивого развития может быть рентабельно в долгосрочной перспективе.

Наши реалии

Выступление Данияра Юсупова, члена градостроительного совета Санкт-Петербурга, было посвящено импорту архитектурных решений в российских городах. Особенность российского рынка архитектуры, начиная с конца 80-х гг., характеризуется пристальным вниманием к персоналиям, представляющим градостроительный проект, а не собственно к проекту. Основным фактором принятия решений зачастую был имидж архитектора, причем после согласований проект «звездных» архитекторов зачастую пересматривался, упрощался и видоизменялся. Практически ни один статусный проект при участии международного архитектора так и не был построен.

Другой способ импорта новой архитектуры – обучение российских специалистов за рубежом, после чего молодые архитекторы возвращаются в Россию и проектируют здания в соответствии с лучшими международными практиками. Но институциональная среда устроена так, что многие решения принимаются в кулуарах, теневыми методами, а не за счет качества архитектурного подхода. Получается, что молодые выпускники с дипломами известных зарубежных школ оказываются невостребованными на рынке, в котором отсутствуют лифты для таких архитекторов.

По мнению Данияра, существующая ситуация на рынке архитектурных решений вызвана во многом эффектом снятия ответственности – архитекторам интереснее проектировать здания из качественных материалов, адекватной этажности, но архитектор вынужден следовать требованиям заказчика и рынка и искать обходные пути для реализации своего проекта. В градостроительной практике существует тренд обратной проекции – при применении иностранных методики, опыта нет гарантии того, что они будут применены в нужном объеме и в необходимой форме.

 

15 августа, 2013 г.