Минфин России опубликовал предварительные итоги исполнения федерального бюджета за первое полугодие 2013 года, а на недавней встрече с Президентом России глава ФНС М. Мишустин привел некоторые данные по собираемости налогов (администруемых ФНС) в первом полугодии текущего года (полноценным отчетом мы не располагаем). Оценим на основе этой информации, грозит ли федеральному и региональным бюджетам риск неисполнения плана по расходам.
Средняя цена на нефть в первом полугодии 2013 г. составила 106,8 долл./барр. В результате, по оценке Минфина, собранные в первом полугодии нефтегазовые доходы составили 52,3% от годовых назначений. Свехплановые нефтегазовые доходы (план сверстан при цене нефти 97 долл./барр.) составили, по нашей оценке, с учетом более низкого, по сравнению с запланированным, курса доллара к рублю, около 180 млрд руб. Дополнительные нефтегазовые доходы, рассчитанные на основе базовой цены на нефть 91 долл./барр., за полгода, опять же по нашей оценке, составляют 370 млрд руб.
Таблица 1. Доходы и расходы федерального бюджета в первом полугодии 2013 года, в % к ВВП
% ВВП | Январь-июнь 2012 г. | Январь-июнь 2013 г. |
ДОХОДЫ | 22,54 | 20,04 |
Нефтегазовые доходы | 11,73 | 9,93 |
Ненефтегазовые доходы | 10,81 | 10,12 |
РАСХОДЫ | 21,56 | 19,06 |
Процентные расходы | 0,57 | 0,56 |
Непроцентные расходы | 20,99 | 18,5 |
ДЕФИЦИТ (-), ПРОФИЦИТ (+) | 0,98 | 0,98 |
Ненефтегазовый дефицит | -10,75 | -8,95 |
Источники внутреннего финансирования дефицита | 2,71 | 2,13 |
Источники внешнего финансирования дефицита | 0,37 | -0,13 |
изменение остатка средств | -4,07 | -2,99 |
Источник: Минфин России
С ненефтегазовыми доходами дела обстоят не так хорошо – их поступления составили лишь 45,5% от годовых назначений. Особую озабоченность вызывает сокращение поступлений «внутреннего» НДС на 2,8% по сравнению с 2012 г. По отношению к годовым планам поступления НДС составили всего 43,7%.
Из данных таблицы 2 видно, что низкий уровень поступлений НДС нельзя объяснить сезонными факторами. Проблемы кроются в резком замедлении экономического роста и больших инвестиционных вычетах по НДС, почему-то не учтенных при планировании бюджетных доходов. Объем недополученного НДС в первом полугодии можно оценить в 135 млрд руб.
Таблица 2. Доля поступлений по НДС в первом полугодии по отношению к годовым поступлениям и назначениям, в % к факту/назначениям
2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | |
НДС (внутр.) | 48,7 | 50,7 | 51,9 | 43,7 |
Источник: данные Минфина, расчеты Института «Центр развития» НИУ ВШЭ
Расходы бюджета в первом полугодии составили 44,4% от годовых назначений. Равномерность бюджетных расходов ухудшилась по сравнению с 2012 г.; ситуация была бы еще хуже, но «выручил» опережающий рост расходов на национальную оборону (см. табл. 3). Без последних все остальные расходы первого полугодия составили лишь 42,4% от годовых объемов. Для нас такая ситуация выглядит странно: сокращать бюджетный спрос в замедляющейся экономике? – такого ни один учебник не рекомендует.
Таблица 3. Исполнение федерального бюджета по расходам в первом полугодии 2013 г., в %
2012 г. | 2013 г. | |
Расходы бюджета – всего | 46,3 | 44,2 |
в том числе: | ||
общегосударственные вопросы | 40,7 | 38,8 |
национальная оборона | 51,8 | 53,6 |
национальная безопасность | 39,5 | 41,9 |
национальная экономика | 38,5 | 34 |
ЖКХ | 24,8 | 40,5 |
охрана окружающей среды | 43,6 | 51,8 |
образование | 57,5 | 49,8 |
культура, кинематография | 43,8 | 32,8 |
социальная политика | 49,6 | 45,6 |
средства массовой информации | 49,8 | 50,3 |
обслуживание долга | 40,6 | 43,1 |
межбюджетные трансферты | 53,6 | 47,7 |
Источник: Минфин России
В такой ситуации неудивительно ни то, что профицит федерального бюджета в первом полугодии составил 306,9 млрд руб., ни то, что вместо запланированного привлечения средств с внутреннего и внешнего рынков в первом полугодии Минфин гасил и внутренний (-11,8 млрд руб.), и внешний (-40,2 млрд руб.) долг.
Основные предпосылки этого прогноза совпадают с предпосылками уточненного прогноза Министерства экономического развития. Средняя цена на нефть за 2013 год в нашем прогнозе составляет 105 долл./барр., курс доллара к рублю равен 31,3 руб./долл. При этом экономика по итогам года вырастет темпом 101,9%.
В соответствии с прогнозом, федеральный бюджет в 2013 г. недополучит доходов примерно на 100 млрд руб. Недополучение средств от приватизации может составить 400 млрд руб. Таким образом, «дыра» в бюджете (относительно плана) оценивается нами в 500 млрд руб. Дополнительные нефтегазовые доходы в 2013 г., которые должны быть направлены на пополнение Резервного фонда, составят, по нашим оценкам, около 700 млрд руб.
Однако в соответствии со смягченным вариантом бюджетного правила (соответствующие поправки в Бюджетный кодекс приняты в мае текущего года), в случае неисполнения плана по ненефтегазовым доходам бюджета и источникам финансирования бюджетного дефицита потери могут быть компенсированы за счет дополнительных нефтегазовых доходов. А их вполне хватит для компенсации потерь. Просто не будет выполнен план по наращиванию Резервного фонда.
Таким образом, угроз для исполнения федерального бюджета мы не видим. Но, к сожалению, этот вывод не относится к региональным бюджетам. Значительную часть доходов региональных бюджетов составляет налог на прибыль. Ситуацию со сборами этого налога руководитель ФНС на встрече с Президентом России обрисовал так: «Если смотреть на прибыль, наверное, это, скажем так, сейчас не совсем растущая из тех налогов, которые мы собираем, величина». Не знаем, понял ли Президент сказанное. Уж больно витиевато закручено… Напомним, что за первые пять месяцев 2013 г. поступления налога на прибыль в региональные бюджеты сократились по сравнению с 2012 г. на 22%. В пересчете на год это составляет 880 млрд руб. В общем, регионам придется несладко. А никаких поправок к федеральному бюджету, которые могли бы смягчить сложившуюся ситуацию, пока не планируется.
Полный текст бюллетеня «Новые Комментарии о Государстве и Бизнесе» №50, 13 – 26 июля 2013 г.