• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Промышленность теряет прибыль и кадры

Промышленность России более года находится в стагнации. К слабому спросу и недостатку инвестиций в июле добавились увольнения и инфляция. Мониторинг состояния делового климата в промышленности и ожиданий предпринимателей Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ

Уже более года (с двумя-тремя помесячными всплесками) российская индустрия находится в стагнации. Основными факторами, лимитирующими рост промышленного производства в июле, в первую очередь стали: недостаточный внешний и внутренний спрос, высокий уровень налогообложения, недостаток финансовых средств, изношенность и недостаток оборудования, а также высокий процент коммерческого кредита.

К таким выводам пришли эксперты Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета ВШЭ, проанализировав мнения руководителей более 5 тысяч крупных и средних российских промышленных предприятий (опрос проведен Федеральной службой государственной статистики).

При этом по некоторым ключевым показателям промышленной деятельности в анализируемом месяце было выявлено ухудшение как по сравнению с предыдущим месяцем, так и по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. В частности, доля предприятий, у которых сократились собственные финансовые средства (20%), превысила долю тех, где наблюдался рост (13%). Аналогичная ситуация наблюдалась и с прибылью (25 и 15% соответственно).

В столь непростой ситуации предприятия начали сокращать штаты своих сотрудников. Так, о сокращении работников по сравнению с предыдущим месяцем в июле сообщили 16% респондентов. Такой высокой доли не наблюдалось более трех лет. При этом на 76% предприятий сохранился июньский уровень занятости.

«Настораживающим моментом, выявленным в июле, стало и незначительное ускорение темпов роста цен на отгруженную продукцию и потребляемые материальные ресурсы. В частности, выросла по сравнению с предыдущим месяцем, с 11 до 13%, доля предпринимателей, сообщивших об увеличении в анализируемом месяце цен на реализуемую продукцию, и с 22 до 24% – на сырье и материалы», – отмечается в мониторинге.

В итоге, сезонно скорректированный индекс предпринимательской уверенности в июле сохранил свое отрицательное значение на отметке минус 2%. Наибольшая величина индекса в анализируемом периоде была отмечена в организациях, обрабатывающих древесину и производящих изделия из дерева, а наименьшая – на предприятиях текстильного и швейного производства.

Рисунок 1. Динамика индекса предпринимательской уверенности

 

Источники: по России – Центр конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, по Европе – Economic and Financial Affairs, European Commission

К положительным моментам июльского опроса экономисты относят «более позитивные, чем в предыдущие три месяца, ожидания спросовой и производственной ситуаций».

По сравнению с июнем на 1% возрос средний уровень загрузки производственных мощностей, составив в июле в целом по промышленности 63%. Правда, этот рост не компенсировал сокращение загрузки на 3%, отмеченное в предыдущем месяце.

«Учитывая, что совокупность факторов, негативно влияющих на производственную деятельность, наблюдается на фоне слабой инвестиционной, а тем более инновационной и модернизационной активности самих предприятий, ждать от промышленности переход в ближайшее время в акцентированную фазу роста вряд ли возможно», – предупреждают в ЦКИ.

Комментирует директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович:

«Невидимая рука рынка» может позитивно сработать только при наличии благоприятного предпринимательского климата, соответствующей институциональной среды и благоприятной внешней, особенно в еврозоне, и внутренней экономической конъюнктуры. К сожалению, в настоящее время все эти составляющие находятся явно не в лучшей форме. При этом, как показали результаты последнего опроса руководителей организаций оптовой торговли за II квартал 2013 г., у оптовиков появились определенные трудности с реализацией товаров промышленного производства, особенно сырья, на внутреннем рынке. Следует иметь в виду, что важнейшим оценочным показателем складывающейся конъюнктуры для любого вида экономической деятельности, производящего торгуемые товары, является то, как они реализуются в организациях именно оптовой торговли.

Есть проблемы и у конечного потребителя промышленной продукции – населения. Они связаны, в основном, с сокращением по сравнению с 2012 г. объемов потребительского кредитования, наступлением периода расплаты по взятым кредитам, заметным ростом сбережений населения (т.е. переориентации населения с потребления на сбережение), а также неминуемым ухудшением платежеспособности домашних хозяйств из-за роста тарифов в инфраструктурных отраслях во втором полугодии текущего года. Все эти факторы, очевидно, негативно скажутся на ухудшении внутреннего спроса на продукцию промышленных предприятий.

Для возможного оперативного вмешательства государства по созданию условий роста промышленного производства до конца 2013 г. реально остается практически только два механизма.

Первое – ослабить бюджетную политику и дополнительно выделить госинвестиции в мультипликативные инновационные виды промышленной деятельности, производящие продукцию с высокой добавленной стоимостью. Конечно, это далеко не самая эффективная рыночная мера, косвенно способствующая ухудшению конкурентной среды, являющаяся дополнительным поводом к усилению коррупционной составляющей и уводу денег за границу. Однако, если установить персональную ответственность за распределением и освоением средств и направить их на предприятия обрабатывающих отраслей, где можно ожидать не только высокой производственной отдачи, но и возможного технологического прорыва, то, как разовая мера для стартового рывка такая акция вполне допустима. Следует иметь в виду, что в дальнейшем сажать предприятия на постоянную финансовую иглу опасно как для самих реципиентов, так и для бюджета.

Второй мерой для оперативной интенсификации промышленного производства могут стать соответствующие инициативы ЦБ РФ и коммерческих банков по снижению ставок по кредитам, предоставляемых предприятиям реального сектора. Хотя даже если это произойдет, в сегодняшних экономических реалиях позволить себе взять кредит на развитие могут только высоко рентабельные предприятия. Главной проблемой экономических агентов в настоящее время является не то, как взять кредит, а как его в установленный срок вернуть. Причем необходимо не только «отбить» процент по кредиту, но и получить достойную прибыль.

Сегодня, когда в промышленности в целом темпы роста оплаты труда опережают его производительность, вряд ли найдется большая доля предпринимателей, за исключением работающих в добывающих производствах, которые смогут с финансовыми выгодами и без репутационных потерь реализовать данную схему для своих предприятий.

 

30 июля, 2013 г.