• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Устойчивое развитие для города и деревни

Чтобы сделать муниципалитеты экономическими эффективными, следует держать курс на их укрупнение. Местной власти следует также обзавестись собственными стратегиями развития, которые можно будет предъявить инвесторам. Лекция Николая Миронова

Генеральный директор Института приоритетных региональных проектов Николай Миронов – выступил с открытой лекцией «Устойчивое развитие территорий: как сделать российские регионы успешными» в рамках летнего цикла образовательной программы «Новые лидеры территориального развития», которая разработана в Центре территориальных инициатив «АрхПолис» совместно с Московской архитектурной школой МАРШ и РАНХиГС.

Проблемы местного самоуправления – что не так?

Свое выступление Н. Миронов начал с основных недостатков системы местного самоуправления в России, сформировавшихся, по его мнению, с вводом в действие в 2006-м году ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Основной недостаток системы, считает эксперт, связан с искусственностью нарезки территории, в ходе которой были созданы экономически неэффективные муниципальные образования. В результате характер взаимодействия с властями более высокого уровня приобретает патерналистский характер. Стремление зарабатывать деньги, развивая местную экономику, заменяется стремлением получать трансферты от вышестоящих органов власти.

Преобразования в системе распределения налогов полностью решить эту ситуацию не могут, уверен Миронов, так как разрыв между налогооблагаемой базой и необходимыми инвестициями на исполнение обязательств крайне высок. Бюджет относительно благополучного поселения составляет 5-7 млн руб., тогда как затраты на любой значимый объект социальной инфраструктуры составляют не менее 20-30 млн руб. Таким образом, для реализации своих насущных потребностей поселение вынуждено рассчитывать на помощь районных или региональных властей.

Кроме этого, для такой дробной системы местного самоуправления существенным недостатком является кадровый дефицит (на 1.01.2013 в РФ насчитывается 23 тыс. муниципальных образований). Найти эффективных управленцев в сельских поселениях фактически невозможно.

Практика решения проблем

Экономическая и управленческая неэффективность муниципальных образований стала серьезным аргументом в пользу их укрупнения. Анализ пяти регионов, пытавшихся встать на этот путь, показал, отмечает Н. Миронов, что в большинстве случаев процесс укрупнения идет без необходимого обоснования, путем простого сложения нескольких «слабых» образований или «слабого» с «сильным». Практика Вологодской, Костромской областей показала, что такие «математические методы» решения проблемы не дали необходимого эффекта и вызвали активное недовольство населения. В связи с этим, процесс укрупнения пришлось остановить.

Позитивный пример решения проблем организации местного самоуправления, по мнению Миронова – пример Старого Оскола и Губкина, городских округов Белгородской области. Данные муниципальные образования сформированы путем упразднения поселений и перехода к одноуровневой системе местного самоуправления, которая может быть реализована только с созданием городских округов. Фактически достаточно крупные и экономически развитые города Старый Оскол и Губкин взяли дополнительную территорию под развитие. При этом была выстроена система административных представительств в бывших поселениях с общественными советами, что удобно для местного населения. В целом данным пример отражает идею спикера о необходимых изменениях в системе местного самоуправления.

Развитие системы местного самоуправления – цель и методы

Концептуальный подход к укрупнению муниципальных образований состоит в формировании единиц с потенциалом для развития (ресурсным, производственным, человеческим) и в создании системы, стимулирующей это развитие. Органы местного самоуправления должны стать не только эффективной местной бюрократией, но прежде всего результативными менеджерами по развитию своих территорий на новых инновационных, проектных, рыночных началах.

Основой концепции должен стать принцип экономической обоснованности. Муниципальные образования могут существовать только там, где имеются центры хозяйствования – промышленные или транспортно-логистические центры, сельхозпредприятия, зоны урбанизации и перспективного развития. Такие центры могут обеспечить развитие социальной инфраструктуры как непосредственно своей, так и относящейся к прилегающей территории.

Постепенно на территории должен формироваться рынок, как материальных товаров, так и знаний. Крупные и средние города должны быть наделены адекватной муниципальной автономией. Необходимо уточнение набора полномочий, изменение бюджетной и налоговой системы. Это должно создать возможность самостоятельного развития и эксплуатации налоговой базы для решения стратегических и тактических задач.

В случае неразвитости региональных и локальных рынков, необходимо либо выявлять потенциал развития и привлекать инвестора, либо, в случае отсутствия экономической активности (если население ведет подсобное хозяйство и занято в соседних поселениях или городах) включать их в сопряженные муниципальные образования. Особый подход должен быть к неосвоенным территориям Сибири и Дальнего Востока, где нецелесообразно создавать полноценную систему местного самоуправления. Выходом может стать выборность старост в поселках и городах с делегированными полномочиями и формирование советов жителей на представительной основе.

Необходимо обеспечить инвестиционную привлекательность территорий. Для этого необходима проработка стратегий развития, уверен Миронов. Стратегия должна давать инвестору ответ на вопрос «Зачем вкладывать средства именно в эту территорию?», то есть содержать перечень преимуществ данной территории, мониторинг экономической активности и выявлять на этой основе приоритетные направления, закладывать принципы дальнейшего развития. Спикер констатировал, что в настоящий момент далеко не каждая стратегия региона или муниципального образования соответствует этим требованиям.

Деятельность муниципальных властей должна быть направлена на привлечение инвестора и на качественную работу с ним. В этом вопросе важную роль играют и ментальные установки – отношение к инвестору, как к обладателю финансовых ресурсов неприемлемо. Представители власти должны создавать условия для работы, а не извлекать личную выгоду из интереса инвестора к территории, только так территории могут стать устойчивыми. Для достижения этих целей докладчик предлагает разработать муниципальный стандарт по обеспечению инвестиционного климата (аналогичный документ есть для регионов) и внедрять проектную схему управления.

Подводя итог лекции, Николай Миронов выделил две основные составляющие обновленной концепции местного самоуправления. С одной стороны, это экономически и социально эффективное структурирование пространства в сельской местности, позволяющее реализовать государственные программы модернизации. С другой стороны, это целенаправленное превращение городов в центры модернизации, развития и пространственного освоения.

 

30 июля, 2013 г.