• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Торговлю засасывает в воронку стагнации

Резервы для безболезненного преодоления макроэкономических шоков в сфере оптовой торговли постепенно иссякают. Отрасль вслед за другими погружается в стагнацию. Мониторинг состояния делового климата в оптовой торговле от Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ ВШЭ

Впервые за посткризисный период, в самый «горячий сезон» продаж, во II квартале 2013 года, предприятия оптовой торговли показали снижение деловой активности. Индекс предпринимательской уверенности снизился на 1% и составил +6%.

Основным фактором, повлиявшим на снижение деловой активности, было существенное сокращение спроса на реализуемую оптовиками продукцию, что повлекло за собой соответствующее снижение объемов продаж в натуральном выражении, товарооборота, замедление расширения ассортимента и прибыли.

Во II квартале 2013 года 60% предпринимателей свидетельствовали о недостаточном платежеспособном спросе со стороны клиентов. Таковы основные результаты анализа финансово-экономической деятельности 2,6 тыс. организаций, проведенного Центром конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) Высшей школы экономики на основе данных Росстата.

Наиболее острую зависимость от неплатежеспособности покупателей в анализируемом периоде испытывали оптовые фирмы, реализующие металлы и металлические руды (70% респондентов); машины и оборудование (66%); химические продукты (64%); автотранспортные средства (62%).

В меньшей степени затруднения прослеживались в фирмах, чьи продажи зависели от динамики потребления домашних хозяйств. Это говорит о том, что в сфере оптовой торговли на данный момент основополагающим драйвером является потребительский, а не реальный сектор.

«Зависимость оптовиков от потребительского и производственного сегментов слишком высока и определяющие тенденции неминуемо обуславливают их деловую активность и будущие планы. По всей видимости, оптовикам вновь остается рассчитывать в основном на активность со стороны домашнего потребления, которое во II полугодии может послужить «плотом», препятствующим дальнейшему погружению отрасли в стагнационный режим», – подчеркивается в мониторинге ЦКИ ИСИЭЗ ВШЭ.

Снижение деловой активности в отрасли повлекло за собой и сокращение прибыли и занятости. Так, 40% респондентов сообщили об уменьшении прибыли во II квартале по сравнению с I-м. Четверть руководителей организаций заявили о том, что стали более активно сокращать персонал.

Чтобы «удержаться на плаву» оптовики прибегли к простому, но опасному и жесткому для экономики инструменту – демпингу. «Существенную поддержку при принятии данного решения руководителям оказали снизившиеся у основных поставщиков товаров во II квартале закупочные цены. В результате в анализируемом периоде, несмотря на общеэкономическую сезонную тенденцию ускорения инфляции, особенно вследствие летнего увеличения тарифов, цены на реализуемые товары в оптовых организациях по сравнению с I кварталом усилили тенденцию замедления роста. Балансовое значение цены реализации продолжило снижаться и составило +48% (+53% во II квартале 2012 г.). Зафиксированное значение является одним из самых низких в ретроспективной динамике цены реализации. Подобный спад инфляционной волны наблюдался лишь в разгар кризисных явлений 2009 г., когда предприниматели использовали любые методы для поддержания своего бизнеса на рынке», – подчеркивается в мониторинге.

Рисунок 1. Динамика оценок изменения цен покупки и реализации в организациях оптовой торговли

 

(разность долей респондентов, отметивших увеличение и уменьшение цен  покупки и реализации по сравнению с предыдущим кварталом, в % от общего числа респондентов)
Источник: ИСИЭЗ

Эксперты Центра конъюнктурных исследований предупреждают: привлечение покупателей акцентированным снижением цен, с одной стороны, выглядит вполне оправдано, так как значимость ценового фактора на рынке в сложившейся макроэкономической действительности велика, однако с другой стороны, доведением цен до предела рентабельности возможно добиться только кратковременных результатов. В долгосрочной перспективе очень серьезен риск крупных потерь, ведь фактически демпинг переводит организацию в другую ценовую нишу, из которой выбраться очень сложно. Потребители быстро привыкают к низкому уровню цен, и если произойдет попытка их повысить, перейдут к конкурентам.

Комментирует директор Центра конъюнктурных исследований Георгий Остапкович:

Сектор оптовой торговли в анализируемом периоде оказался наполненным тревожными тенденциями составляющих делового климата. К сожалению, в связи с разнообразием признаков и факторов, обуславливающих функционирование организаций, сложно установить точный диагноз сложившейся в отрасли конъюнктуры. Скорее, возможно лишь косвенно заключить, что, несмотря на положительное значение ИПУ – главного индикатора обследования, зафиксированного на отметке +6%, в организациях постепенно иссякают резервы для безболезненного преодоления макроэкономических воздействий. Если годами ранее у оптовиков все-таки имелся серьезный задел, позволяющий относительно легко перешагнуть фазу спада, то сейчас наступил этап, когда былые возможности превращаются в бесконечные и сомнительные компенсирующие процедуры.

Так, например, вызывает большие опасения набирающая оборот тенденция ценовых манипуляций для повышения оптовых продаж. Преднамеренный демпинг в фирмах имеет явные признаки шахматного гамбита, когда ради достижения доминирования над конкурентами оптовики, рискуя, жертвуют и без того иссякающими ресурсами. Не следует забывать, что это очень опасный способ получения доли на внутреннем рынке, прежде всего из-за недолговечности и ненадежности результата.

Снизив цены до «бросовых» сегодня, в последующих периодах, особенно к концу года, может возникнуть ситуация, когда предприниматели будут вынуждены их повышать. Однако при этом избежать потерь не удастся, т.к. удержать новообразованную клиентуру будет очень сложно. Опять же, не нужно забывать об очень высокой зависимости оптовиков от основных поставщиков – производителей продукции. Временная передышка, которой воспользовались предприниматели в анализируемом периоде, уже в III квартале, вследствие индексирования тарифов на услуги естественных монополий, может обернуться с их стороны новой инфляционной волной с очевидными последствиями для оптовиков.

Таким образом, в этой непростой ситуации преодолеть точку безубыточности в ближайшей перспективе предпринимателям, по всей видимости, будет все трудней. В данном случае, прийти к единому пониманию того, что именно необходимо предпринять для нейтрализации возникших и возможных будущих шоков в секторе довольно затруднительно.

Тактические меры по выживанию организаций постепенно наполнятся радикальными и непредсказуемыми вариантами, не предусматривающими стратегические планы на длительную перспективу. В результате, делая своеобразные шаги навстречу клиентам, оптовикам остается рассчитывать на их максимальную взаимность. В противном случае внешние вызовы и глубина накопившихся экономических проблем могут усугубить состояние организаций, поставив под новые угрозы их функционирование в среднесрочной перспективе.

 

25 июля, 2013 г.