• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Тон в формировании российских кластеров задают IT и биотехнологии

Промышленные кластеры в разы увеличивают производительность труда и инновационность российского бизнеса. В то же время, рассчитывая на господдержку, входящие в кластеры предприятия снижают свою инвестиционную активность. Доклад Минэкономразвития и Высшей школы экономики

Программа развития и поддержки кластеров стартовала в России в 2012 году в рамках реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны до 2020 года. Создание сети территориально-производственных кластеров было обозначено в ней как одно из важнейших условий модернизации экономики и повышения конкурентоспособности регионов. Правительство в лице Минэкономразвития поставило задачу иметь в регионах к 2016 году не менее 30 центров кластерного развития, функционирующих в течение более двух лет. С момента начала реализации данного плана прошел год, и Министерство экономического развития совместно с НИУ ВШЭ подготовили доклад, в котором проанализировали его первые итоги.

Основной вывод, который делают авторы исследования (Л.М. Гохберг, А.Е. Шадрин, М.Ю. Голанд, В.Л. Абашкин, Е.С. Куценко и П.Б. Рудник): «контуры формирующейся программы поддержки кластеров соответствуют лучшему зарубежному опыту».

Отобранные в 2012 году 25 кластеров уже за год продемонстрировали увеличение производительности труда в относящихся к ним организациях. Ожидается, что в 10 кластерах объем выработки в расчете на одного работника к 2016 году должен вырасти более чем вдвое.

Существенный рывок в кластерах уже произошел и в части научно-технического развития. Ежегодно расходы на НИОКР увеличиваются в среднем на 323 млрд рублей, что составляет 145% в сравнении с «докластерным» периодом. «По всем отраслевым группам в 2012-2014 годах ожидается более чем двукратный рост среднегодовых расходов на НИОКР по сравнению с уровнем 2007-2011 годов. Тон задают кластеры двух блоков – «Ядерные и радиационные технологии» (увеличение на 265%) и «Фармацевтика, биотехнологии и медицинская промышленность» (на 240%).

Как следует из доклада, столь позитивные результаты объясняются грамотным подходом к созданию кластеров, учитывающим лучшие международные практики. Так, в Европе власти придерживались четырех основных принципов при формировании кластеров: приоритетная поддержка высокотехнологичных секторов, заявительный порядок получения информации о кластерах (власти их не определяют), соблюдение принципа конкуренции (поддержку получают лучшие) и привлечение средних и малых предприятий. «Еще одна особенность европейских кластерных программ заключается в том, что они предусматривают достаточно длительные сроки подготовки заявок, а конкурсный отбор проходит в несколько этапов», – отмечается в докладе МЭР-ВШЭ. Такой подход принес весьма позитивные плоды.

Итогом исполнения программы BioRegioв Германии в 1995-2002 годах, например, стало четырехкратное увеличение числа компаний и создание более девяти тысяч рабочих мест в секторе биотехнологий, что позволило существенно сократить разрыв с традиционным лидером в этой сфере – Великобританией. Регионы-участники программы демонстрировали более заметные успехи по сравнению с другими землями, в результате чего к настоящему времени Германия выбилась в европейские лидеры в области биотехнологий, локализуя на своей территории 552 биотехнологических предприятия. По состоянию на 2011 год их оборот достигал 2,6 млрд евро. (темп прироста – 30% за период 2005-2008 гг), а численность занятых составила 16,3 тысячи человек.

В России отбор кластеров происходил в два этапа. На первом этапе конкурсного отбора в мае 2012 года проводилась оценка представленных программ, критериями которой были: научно-технический, образовательный и производственный потенциал кластера, уровень развития, динамика планируемых значений целевых показателей, проработанность и реалистичность содержащихся в программе мероприятий.

По итогам первого тура было отобрано 37 пилотных проектов. На втором этапе конкурсного отбора – в июне 2012 года – отобранные программы рассматривались на очном заседании рабочей группы. В итоге осталось 25 кластеров. Как отмечается в докладе, особенно ценным было то, что при отборе учитывался научно-технический и инновационный потенциал проектов. А именно – расходы на НИОКР. Совокупный объем расходов на НИОКР у отобранных 25 кластеров равнялся 1,1 трлн рублей (с 2007 по 2011 год).

Итоги отбора кластеров дали возможность составить представление о том, где и кем будет формироваться новый облик российской экономики. Оказалось, что большинство кластеров относятся к направлениям «Информационные технологии и электроника» и «Фармацевтика, биотехнологии и медицинская промышленность» – семь и шесть соответственно. Они в основном сосредоточены в европейской части страны: только семь из 25 находятся в ее азиатской части. Лидерами по числу кластеров стали Москва, Санкт-Петербург и Ленинградская область. В формировании кластеров заметную роль сыграли филиалы и дочерние структуры зарубежных транснациональных корпораций, а также ведущие отечественные компании. В их числе – Intel, Oracle, Novartis, ОАО «РКК Энергия», ЗАО «Гражданские самолеты Сухого», ООО «Яндекс», ОАО «Протек.

Несмотря на успешное начало реализации кластерных проектов, авторы исследования указывают на потенциальные риски, с которыми может столкнуться государство.

«Поверхностное заимствование зарубежного кластерного опыта без содержательного изменения формата и повышения эффективности взаимодействия организаций в кластерах» несет в себе большие риски для политики и снижает результативность, утверждает доклад. Так, например, минусом оказалось снижение инновационной активности предприятий ряда кластеров с ориентацией на господдержку. «Восемь из 29 кластеров (без учета их объединения в ходе конкурсной кампании) уже на старте своих программ запланировали снижение среднегодовых объемов частных инвестиций в 2012-2016 годах на фоне аналогичных показателей за период 2009-2011 годов», – отмечается в докладе. Общий объем запрашиваемых бюджетных средств превышает 58,5 млрд рублей. «Это значительно выше лимита, предлагаемого Минэкономразвития», – подчеркивают авторы исследования.

 

23 июля, 2013 г.