• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Слабый пол делает бизнес сильным

Компании с женщинами в составе совета директоров показывают более высокую эффективность, чем компании с чисто мужским управленческим составом. Этот эффект обнаружен исследованием, проведенном компанией Thomson Reuters. Количество женщин в советах директоров растет по всему миру, но пока этот рост достаточно медленный

За последние полтора года компании, имеющие в составе советов директоров женщин, повысили свою эффективность и в среднем увеличили вес в фондовом индексе MSCI World (Morgan Stanley Capital International World). Напротив, компании, в управленческих командах которых отсутствуют женщины, показали менее успешные результаты, говорится в докладе Тhomson Reuters «Анализ показателей диверсификации в составах советов директоров» (Mining the Metrics of Board Diversity). Исследование основано на анализе данных от 2691 до 4100 публичных компанийза последние пять лет.

Авторы доклада Андре Чанават и Катрин Рамсден (Andre Chanavat and Каtharine Ramsden) обращают внимание на то, что  гендерная диверсификация в советах директоров в последнее время стала предметом исследований и дискуссий. Многие организации инициировали кампании по увеличению количества женщин в своих управленческих составах, ориентируясь на исследования, стандарты диверсификации и пропаганду гендерного равноправия. К чему это привело?

Прогрессивные технологии и консервативное здравоохранение

В последние пять лет происходил устойчивый рост присутствия женщин в советах директоров. В 2012 году 59% компаний, включенных в исследование, заявили о наличии женщин в своих управленческих командах против 56% в 2008 году, говорится в докладе. При этом 45% компаний заявили, что в их советах работают не менее 10% женщин, в то время как пять лет назад таких компаний было всего 39%. Также на 5% выросло количество компаний, в советы директоров которых включены не менее 20% представительниц слабого пола (см рис.1).

Рисунок 1. Глобальные тренды в диверсификации Советов директоров

 

Источник: Thomson Reuters

Интересно, что компании, работающие в разных секторах, отличаются в подходах к гендерной диверсификации в управленческих составах. Так, технологические и промышленные компании, имеют наибольшее количество женщин в советах директоров. Аутсайдерами, согласно докладу, оказались компании, работающие в сфере здравоохранения (рис.2).

Рисунок 2. Более 20% женщин в составе Совета директоров

 

Источник: Thomson Reuters

Особое внимание авторы исследования обращают на региональные особенности гендерной диверсификации в советах. Так компании, работающие в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток, Африка) лидируют по количеству женщин-управленцев. Не намного отстают компании, расположенные на территории Cеверной и Южной Америки (Americas). А вот компании Азиатско-Тихоокеанского региона имеют наименьшее количество женщин в своих советах (рис. 3).

Рисунок 3. Более 20% женщин в составе Совета директоров, по регионам

 

Источник: Thomson Reuters

Гендерная диверсификация – выгодные инвестиции

Анализ показал, что компании с женщинами в составах директоров допускают не только меньше стратегических ошибок, но и во многих случаях имеют более высокую выручку. Авторы исследования признают, что существует множество других факторов, влияющих на цену акции, но отмечают, что проведенные ими расчеты свидетельствуют о взаимосвязи роста выручки, либо сохранении компаниями ранее достигнутых объемов выручки с наличием женщин в управленческих составах компаний.

«В последние пять лет были предприняты серьезные меры, направленные на развитие равных возможностей на рынке труда и гендерную диверсификацию. Но, несмотря на то, что происходил стабильный рост числа компаний, имеющих женщин в составах советов директоров, надо проделать еще очень большой путь в этом направлении», – считает один из авторов доклада Андре Чанават. По его мнению, данное исследование подтверждает идею о том, что обеспечение гендерного равноправия на рынке труда является хорошей инвестицией для бизнеса.

Законы и пропаганда – не панацея

В докладе затронут вопрос о том, насколько регулирующие механизмы и публичная полемика вокруг гендерного равноправия влияет на политику компаний в разных странах. Авторы приводят в пример австралийские компании, которые активизировали процессы гендерной диверсификации в своих управленческих составах после того, как Австралийская фондовая биржа в январе 2011 приняла принцип «соблюдай или объясни» (complyorexplain). В соответствие с этой мерой, компании в своих ежегодных отчетах должны рассказывать о шагах, предпринятых в целях достижения гендерной диверсификации.

Исследование отметило активизацию в области гендерной политики на фоне регулятивного воздействия среди европейских компаний, в частности, французских и британских. Так во Франции также в январе 2011 года был принят закон, согласно которому компании, в которых занято не менее 500 человек, должны иметь в своих советах директоров не менее 40% женщин.

Авторы отмечают, что законодательство оказывается более эффективным в процессе укрепления политики, направленной на гендерное равноправие, чем пропаганда. Но опыт США и Канады показывает, что давить на компании законами не всегда обязательно. Американские и канадские компании проявляют наиболее активную политикув области гендерного равноправияв своем макрорегионе безо всяких законодательных квот. Авторы приходят к выводу, что ни пропаганда, ни законодательство не являются универсальными драйверами в этой ситуации. «Могут ли такими драйверами выступать предпочтения инвесторов?», – задаются вопросом исследователи. Ответ на него пока остается открытым.

 

Автор текста: Селина Марина Владимировна, 19 июля, 2013 г.