• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Рынок труда не в ладах с пенсионной реформой

Новая пенсионная система стимулирует гражданина дольше работать и формализовывать свои отношения с работодателем. Рынок труда, напротив, «выдавливает» пожилых на пенсию и благоприятствует теневой занятости. Комментарий Татьяны Малевой

Министерство труда и социальной защиты совместно с Российской академией народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ завершили первый этап исследования отношения россиян к пенсионной реформе. О первых результатах работы рассказали в агентстве Интерфакс директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, профессор ВШЭ Татьяна Малева и глава Минтруда Максим Топилин.

В начале июля правительство представило основные параметры новой пенсионной формулы, которая должна вступить в силу 1 января 2015 года. Суть ее довольно проста: чем дольше трудишься, тем больше пенсию имеешь под конец жизни. В частности, если нововведение будет принято, то для получения пособий по старости придется отработать не меньше 15 лет, вместо пяти лет сейчас. В этом случае у гражданина будет право на минимальную пенсию (в сегодняшних цифрах это порядка 10 тысяч рублей). Чтобы накопить что-то более существенное, придется задержаться на производстве на 30-45 лет. Например, чтобы получить пенсию в 68 тысяч рублей, надо отработать 46,5 лет.

Малева подчеркнула: «вопреки распространенному мнению, что самое сложное в пенсионной системе актуарные расчеты, обеспечение баланса доходов работающих и пенсионеров, расходов бюджета и пр., наибольшую сложность представляет предугадывание поведения экономических субъектов, которые представлены в двух качествах: вкладчиков в пенсионную систему и реципиентов. В связи с этим можно выделить две основные цели изучении общественного мнения: выяснение, насколько понятна и приемлема новая пенсионная система для граждан, и оценка их реакции на грядущие новации».

Первой ступенью стал опрос общественного мнения, который организовали Всероссийский центр изучения общественного мнения, Единая федеральная телефонная служба ПФР, Российская академия народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ, Левада-центр и компания «Инновация». Всего было опрошено 7274 человек от 18 лет и старше из 150 населенных пунктов всех российских регионов. Опрос проводился в июне 2013 года.

Вывод, который можно сделать, проанализировав результаты опроса, далеко не однозначен: россияне поддерживают пенсионную реформу, ничего не зная о ней.

Так, по усредненным данным, половина респондентов согласны работать после вступления в пенсионный возраст. Больше половины граждан считают: минимальный стаж для получения пенсии должен быть 15-25 лет. А каждый четвертый россиянин готов работать 30-34 года. Как показал опрос «Левады-центра», все респонденты, вне зависимости от пола, возраста и образования, поддерживают идею о дифференциации размера пенсий в зависимости от продолжительности стажа.

По данным опросов, в среднем треть россиян (32,2%) при условии увеличения размера пенсионных накоплений готовы отложить выход на пенсию на несколько лет. Например, на 5 лет при условии увеличения пенсии в 1,5 раза.

В то же время, исследования вывели, что большинство граждан не вполне понимают, как формируется их будущая пенсия. «Несмотря на то, что для большинства населения пенсия – основной источник существования в пожилом возрасте, люди плохо осведомлены о пенсионной системе. Не более трети, как им кажется, знают об этом. При этом детали формирования пенсии для них неизвестны», – отметила Малева. Он подчеркнула, что россияне проявляют большую заинтересованность пенсией в предпенсионном возрасте, в то время как молодежь данным вопросом совсем не интересуется.

Незаинтересованность пенсией вредит всей системе: теоретически зная, что размер пенсии зависит от официальной зарплаты, почти 40% граждан получают полностью либо частично зарплату «в конвертах». Размер текущего дохода «перевешивает» будущую социальную защищенность. Молчаливо соглашаясь с тем, что значительная часть отчислений не попадает в Пенсионный фонд, почти треть россиян рассчитывают на пенсию в размере 15-17 тысяч рублей в месяц, на 20-25 тысяч претендует каждый пятый житель России (20%). В результате проблема «дыры в Пенсионном Фонде» не решена.

Специально для OPEC.ru комментирует Татьяна Малева:

Традиционно считается, что работодатель «ратует» за неформальную занятость, а работник – за формальную. Но это не совсем так. Высокая заработная плата для россиян оказывается выгоднее, чем отложенные платежи в пенсионную систему.

Это значит, что уверенности в будущих социальных благах нет. «Лучше синица в руках, чем журавль в небе». К тому же, если пенсионная система стимулирует к «выходу в свет», рынок труда – стимулирует к уходу в тень. Он «выдавливает» пожилых на пенсию и благоприятствует теневой занятости. Пожилые люди оказываются не востребованы на рынке труда – системы переобучения и поиска работы для людей пенсионного возраста даже официально в рамках служб занятости фактически не существует. Зная это, рассчитывать на «работу до старости» не приходится.

Это особенно «обидно», так как материальные стимулы для работы в России очень сильны – зарплата для большинства предпочтительнее и больше пенсии. К тому же продолжение трудового стажа благоприятно сказывается на душевном состоянии и стимулирует активную жизнедеятельность.

Формирование рационального пенсионного поведения затруднительно без решения данной проблемы. При том что новая пенсионная формула рекомендует такое поведение для граждан.

 

17 июля, 2013 г.