На фоне не самой благоприятной макроэкономической ситуации российский рынок услуг во II квартале 2013 года демонстрировал оживленную активность. Индекс предпринимательской уверенности – ключевой индикатор исследования, характеризующего деловой климат в этом секторе экономики, существенно вырос. Основным фактором, повлиявшим на повышение деловой активности, было традиционное весенне-летнее оживление спроса на рынке «сезонных» услуг: санаторно-курортных, туристических и гостиничных. Таковы основные результаты анализа деятельности 5,5 тыс. организаций сферы услуг, проведенного Центром конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) Высшей школы экономики на основе данных Росстата.
Как следует из мониторинга ИСИЭЗ ВШЭ, предприятия сферы услуг «подпитывались» высоким потребительским спросом, прежде всего, в столичном регионе. Согласно результатам обследования, большинство (84%) столичных респондентов оценили сложившийся во II квартале 2013 г. уровень спроса на предоставляемые услуги как «нормальный» и «выше нормального».
«Московские респонденты чаще других высказывали положительные мнения относительно деятельности своих организаций, поэтому значения рассчитанных на основании их оценок индикаторов были, как правило, более позитивными, чем в среднем по России и по Московской области», – отмечается в мониторинге.
Риунокс. 1. Динамика индекса предпринимательской уверенности в сфере услуг
Источник: ИСИЭЗ ВШЭ
«В основе сравнительно благоприятного делового климата в столичной сервисной сфере лежит ряд факторов, основными из которых является емкость московского рынка услуг и достаточно высокий уровень конкуренции, – отмечают экономисты ВШЭ. – Количество потенциальных потребителей услуг в столице и уровень их доходов существенно выше, чем в других регионах страны. Многомиллионное население мегаполиса с денежными доходами и потребительскими расходами, более чем вдвое превышающими среднероссийский уровень, а также постоянный поток туристов обеспечивали спрос на самый широкий спектр услуг».
Кроме того, в Москве, финансовом и культурном центре страны, сосредоточено большое количество страховых компаний и организаций, оказывающих развлекательные, культурные и спортивные услуги, а именно эти виды деятельности являются одними из самых благополучных в сфере услуг.
Во второй половине текущего года потребительский спрос на услуги, особенно в Москве, должен укрепиться в условиях летнего пика активности и обеспечить улучшение делового климата в секторе неторгуемых товаров. С другой стороны, общий фон охлаждения экономики, особенно ее реального сектора, сложившийся в конце прошлого и начале текущего года, способен привести к замедлению позитивной динамики и в этой сфере, прогнозируют эксперты ИСИЭЗ ВШЭ.
Среди факторов, негативно влияющих на бизнес, они выделяют: недостаток финансовых средств и квалифицированного персонала, высокую арендную плату и высокий процент коммерческого кредита. Так, на налоговый прессинг и недостаток финансовых средств указали 43 и 38% респондентов.
«Эффективность развития сферы услуг снижает также и то, что в ней практически не создаются инновационные технологии и новые знания, которые могли бы стать «генератором роста» для других видов экономической деятельности», – подчеркивается в мониторинге.