• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Оставить налоги там, где их зарабатывают

Федеральный бюджет регулярно направляет «излишки денег» на формирование валютных резервов. В то же время почти все регионы и муниципалитеты страны имеют дефицитные бюджеты. Очевидно, что Центр забирает у территорий слишком большую долю налоговых поступлений

Налоговая реформа уже не первое десятилетие сводится к тем или иным фискальным мерам, и практически не способствует развитию экономики. Нагрузка на фонд оплаты труда остаётся одной из самых высоких в Европе (37%), что значительно сдерживает рост заработной платы работников реального сектора. А налогообложение учреждений бюджетной сферы (науки, образования, медицины, культуры) полностью расходится  с мировой практикой. И порождают встречные финансовые потоки, поскольку эти учреждения, с одной стороны, финансируются из бюджета, а с другой – платят в бюджет налоги на землю, имущество, транспортный налог, налог на прибыль, НДС и пр.

Такие же встречные финансовые потоки образуются в ходе взаимодействия бюджетов разных уровней – федерального, региональных (субъектов федерации) и муниципальных (поселений). Рассмотрим основные показатели бюджета. Доходы консолидированного бюджета за 2012 г. составили порядка 23 трлн руб. (18% от ВВП), доходы федерального бюджета 12,8 трлн руб., а доходы консолидированных бюджетов субъектов федерации – около 8 трлн руб.( 63% объема федерального бюджета). Если же вычесть из бюджетов субъектов федерации финансовую помощь из федерального бюджета в размере 2,3 трлн руб., то доходы консолидированного бюджета субъектов федерации составит 5,7 трлн рублей. А если вычесть из получившейся суммы бюджет города Москва, то на всю Россию останутся около 4 трлн рублей. При этом сравнимые ресурсы объемом около 3 трлн руб. «заморожены» в двух правительственных фондах – Резервном фонде и Фонде будущих поколений.

В результате  подобной политики почти все регионы стали «депрессивными», поскольку все они нуждаются в денежных вливаниях из федерального бюджета.

Именно эта диспропорция в распределении доходов по бюджетам разных уровней, и, прежде всего, между федеральным и региональными бюджетами, приводит к наращиванию региональных долгов. И, как следствие, к растущей дифференциации субъектов федерации по их экономическому уровню, инвестиционной привлекательности, человеческому капиталу и пр.

Подобная ситуация вызывает, мягко говоря, недоумение, и она может и должна быть преодолена. Для этого необходимо пересмотреть бюджетное законодательство с целью закрепления налоговых доходов за каждым уровнем бюджета, начиная с бюджета поселения. И начать, на мой взгляд, следует с НДС, который надо закрепить полностью за субъектом федерации, а налог на доходы физических лиц (НДФЛ) – за поселениями (муниципальными образованиями).

Уровни бюджета – это своего рода «сообщающиеся сосуды». Проблема заключается в том, что федеральные  власти забрали у региональных и муниципальных бюджетов слишком много статей дохода, перенаправив их в федеральный бюджет. Что же осталось в их ведении? В местные и региональные бюджеты идет примерно половина налога на прибыль организаций. Но при этом НДФЛ полностью идет в бюджет региона, равно как и налог на имущество, а также налог на совокупный доход. Если взять в качестве примера Тверскую область, то в доходах субъекта федерации (регионального бюджета) около 30% составляет НДФЛ, 18% – налог на прибыль, 15% – налог на имущество, 4% – налог на совокупный доход, 6,5% – акцизы.

В 95-96 гг. бюджету субъекта федерации оставалась еще и часть НДС, однако сейчас он полностью направляется  в федеральный бюджет. А это довольно заметная часть доходов госбюджета: НДС составляет приблизительно 24% в суммарных доходах бюджетов всех уровней. И при этом экономическая природа НДС такова, что он «рождается» на месте, поскольку при покупке товаров в магазине он  содержится в их цене, так же как и при оплате электроэнергии, воды и других коммунальных услуг. Поэтому было бы вполне логичным оставлять этот налог в бюджете субъектов федерации. Например, по Тверской области он составляет порядка 9 млрд руб., при том, что размер регионального бюджета составляет около 44 млрд рублей.

В свою очередь, субъект федерации «забирает» у бюджетов поселений (муниципальных бюджетов) подоходный налог – как правило, порядка 80% НДФЛ. Нормы распределения НДФЛ по бюджетам разных уровней определяются законами, которые принимает региональный парламент. При этом НДФЛ составляет около трети (30%) всего регионального  бюджета Тверского региона – порядка 14 млрд рублей. И, в частности, он идет на повышение пенсии региональным чиновникам, что, на мой взгляд, недопустимо.

Так что областные центры, зарабатывая достаточно много (НДФЛ – хорошо собираемый налог), финансируются по остаточному принципу. Одновременно «уход» из регионов НДС приводит к наращиванию региональных долгов, которые в настоящее время составляют по всей России около 1,5 трлн рублей. Чтобы свести концы с концами, региональные центры либо берут кредиты у банков, либо размещают облигационные займы. Насколько мне известно, долг по Тверской области составляет порядка 50% бюджета – 22 млрд руб. Если же НДС стопроцентно оставить на региональном уровне, а НДФЛ оставить в муниципальных образованиях, то положение с бюджетным обеспечением могло бы стабилизироваться (Москвы это не касается – у нее особый налоговый режим).

Из-за инфляции (тарифы госмонополий ежегодно растут на 15%) расходы региональных бюджетов постоянно растут: все детские сады, школы, больницы платят госмонополиям. А ведь в России цены на бензин и электроэнергию сегодня выше, чем в США. И если бы эти расходы удалось бы снизить, это также сбалансировало бы бюджеты. В то же время было бы логичным осуществлять финансирование социальной сферы именно на региональном уровне, и это может быть вполне реальным, если закрепить за регионами их доходы: НДС – за субъектами федерации, а подоходный налог – за поселениями.

Анатолий Моргачев, заместитель директора Военно-строительной компании, в 1993-2010 гг. руководитель Управления федерального казначейства по Тверской области

 

9 июля, 2013 г.