• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В Германии налоги платят с радостью

Считается, что ощущение благополучия растет вместе с ростом личных доходов. Тогда, налоги должны снижать такое ощущение. Ученые Германии обнаружили, что это не так. По крайней мере, в их стране

Налогообложение – главный экономический инструмент в руках правительств, влияющий на бюджет работающего человека и, следовательно, на его благосостояние. Влияние дохода на удовлетворенность жизнью сейчас признается одним из наиболее важных вопросов в литературе по субъективному ощущению благополучия (subjectivewell-beingSWB).

казалось бы, то обстоятельство, что с ростом дохода  ощущение благополучия растет, предполагает, что факт налогообложения должен снижать такое ощущение. Но ученые из Германии пришли к противоположному выводу.

Алпаслан Акай, Оливер Баргейн, Матиас Доллс, Дирк Нойманн, Андреас Пихль и Себастьян Зиглох из Института изучения труда (IZA) использовали 26 волн Германской социоэкономической панели наблюдений, изложив результаты своего анализа в статье «Счастливые налогоплательщики? Налог на доход и благополучие» (Happy Taxpayers? Income Taxation and Well-Being).

Распознавание специфического эффекта налога, т.е. в изоляции от эффекта дохода, базировалось на налоговых реформах, произошедших за период 26 лет панельного наблюдения. «Мы обнаруживаем значительный и позитивный эффект от выплаты налога на субъективное чувство благосостояния, условное по отношению к чистому доходу, – пишут авторы. – Это открытие робастно к различным подходам». Как отмечают исследователи, эффект значительно более выражен в группах с низким доходом, среди восточных немцев, выросших в системе, в которой правительство играло большую роль, среди людей, живущих в регионах с локальным низким обеспечением общественными благами и среди людей с высокой налоговой моралью.

Исследователи объясняют свое открытие следующим образом. Во-первых, это может быть связано с тем, что налоги финансируют общественные блага, а более высокое налогообложение предполагает большее обеспечение ими или большее перераспределение и страхование через систему социального обеспечения. Следовательно, люди, которые потребляют общественные блага чаще, или живущие в регионах с их недостаточной обеспеченностью, могут с большим удовольствием платить налоги.

Во-вторых, позитивный коэффициент налогов может быть объяснен «предпочтением перераспределения». Существует несколько путей, как можно протестировать эту гипотезу. Во-первых, мотивом могут быть ценности солидарности и/или сильная вера в роль государства. Второй случай – предпочтения перераспределения могут базироваться на эгоцентричных мотивах, таких, как неприятие риска и расчет на сильную систему социального обеспечения в случае шоков, таких, как безработица. Помимо этого, для некоторых людей в популяции позитивный коэффициент налогов может быть объяснен праведным желанием платить налоги. Люди с высокой налоговой моралью могут чувствовать себя обязанными платить налоги, просто потому, что так велит закон. Для популяции в целом важны все три гипотезы, т.к. различные люди могут иметь разные мотивы.

Разумеется, другие источники могут объяснить результаты германских ученых по-своему, оговариваются авторы. Например, чувство гражданства, принадлежности или содействия обществу может быть важным для налогоплательщиков. Будущие исследования могут изучить эти источники или использовать лучшие данные.

Исследователи считают, что интересным было бы также проверить полученные выводы на данных из других стран, в частности, в развитых государствах, где социальная система устроена совсем не так, как в Германии (например, США). В этом случае можно изучить, отличается ли эмоциональный эффект от налогов в разном институциональном и культурном окружении.

5 июля, 2013 г.