Первый контракт на поставку сжиженного природного газа (СПГ) был заключен около полувека назад. Но настоящее развитие этот рынок получает в последние годы. За 7 предыдущих лет число стран-экспортеров СПГ увеличилось до 40%, а импортеров – на 70%.
Сегодня доля СПГ в мировой торговле на глобальном рынке занимает до 30%. И его объемы со временем будут только увеличиваться, утверждается в докладе Энергетического центра СКОЛКОВО «Развитие мирового рынка СПГ: вызовы и возможности для России». Вырастет и количество стран, поставляющих СПГ на мировой рынок. Сейчас экспортом СПГ занимается 18 стран, мощности по регазификации имеются в 26. По прогнозам аналитиков, к 2030 году спрос на СПГ в мире удвоится и достигнет порядка 500 млн т в год. В Европе спрос на СПГ за этот период возрастет почти втрое (с сегодняшних 47 млн т до 130 млн т в год). Примерно на 40% увеличат потребление развитые азиатские страны – прежде всего Япония и Южная Корея. Лидером потребления станет Юго-Восточная Азия, включающая Китай, Индию, Пакистан, Вьетнам, Индонезию, Малайзию, Таиланд. Их потребности в СПГ к 2030 году вырастут в 8 раз.
Рисунок 1. Структура рынка спотовой и краткосрочной торговли СПГ (экспортеры)
Источник: GIICNL 2013
Уже сегодня азиатские страны активно контрактуют объемы будущих поставок. В прошлом году Япония и Южная Корея подписали 16 долгосрочных контрактов на поставку газа и 4 толлинговых соглашения общим объемом 28,5 млн т в год. Такие объемы сопоставимы с производительностью российских СПГ-заводов во Владивостоке и на Ямале.
Китай же вышел к 2012 году уже с закрытыми потребностями в импортном газе на ближайшие 10 лет. Поэтому в прошлом году с его стороны не было заключено ни одного контракта. Рыночная ниша в эту страну для поставок газа, в том числе российского, может появиться не ранее 2025 года в объеме 19 млн т (26 млрд м3), что даже ниже существующих договоренностей о поставках нашего газа по «восточному трубопроводу» в объемах 28 млн т (38 млрд м3).
Пока же азиатские страны и компании предпринимают активные усилия по снижению цен на импортируемый СПГ, что в итоге может привести к падению цен после 2020 года с нынешних 16-18 до 12 долл/МБТЕ. Это может поставить под сомнение экономическую целесообразность реализации целого ряда добычных проектов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке России.
Один из факторов, влияющий на формирование цены на газ – затраты на его транспортировку. Дело в том, что число судов-газовозов не только резко увеличилось, но также появился целый класс танкеров, технически более совершенных, позволяющих кардинально изменить представление об эффективности морских перевозок. Стоимость постройки судов, в расчете на единицу грузоподъемности, может уменьшиться на 25%. По оценкам специалистов, в дальнейшем это позволит сократить затраты на транспортировку СПГ на 40%.
Снижение стоимости морских перевозок СПГ, в свою очередь, приведет к тому, что увеличатся расстояния морских перевозок СПГ, а логические схемы станут более разнообразными. Кроме того, СПГ получит дополнительные преимущества перед трубопроводным транспортом. Расстояние, на котором СПГ эффективнее трубопровода, сократится еще на 30-40% (с 2500-3000 км до 1500-2000 км). В итоге более динамично будет формироваться единый глобальный газовый рынок, вместо существующих сегодня двух локальных рынков СПГ – атлантического и тихоокеанского.
Ожидается, что и объем производственных мощностей СПГ в мире удвоится и составит порядка 580 млн т в год. Наибольший прирост вводимых мощностей запланирован на 2015 и 2017 годы. Основным выводом для потенциальных поставщиков СПГ станет понимание того, что сроки ввода в действие новых разработок будут иметь большое значение. Любые проекты, которые будут не в состоянии обеспечить источник спроса на период с 2016 по 2020 годы, могут оказаться за пределами рынка.
Если верить заявленным планам российских компаний, в 2018 году должны стартовать Печора СПГ (2,6 млн т), Владивосток СПГ (5 млн т), совместный проект Роснефти и ExxonMobil на Дальнем Востоке (5 млн т). В этой связи наиболее выигрышным выглядит Ямал СПГ, старт которого намечен на конец 2016 года с мощностью 5,5 млн т.
Ориентируя свою стратегию на азиатский и европейский рынки, России придется учитывать ценовой фактор. Стоимость ямальского газа в Японии может составить порядка 10 долл/МБТЕ. Такой уровень цены позволил бы проекту получать маржу даже при самом неблагоприятном ценовом сценарии в АТР на уровне 12 долл/МБТЕ. В то же время проект Владивосток СПГ вряд ли спасет даже небольшое транспортное плечо до целевого рынка – стоимость этого газа в Японии сопоставима со стоимостью шельфового газа Австралии, который, в отличие от российского газа, уже полностью законтрактован. Очевидно, что стоимость проекта Владивосток-СПГ из-за значительной удаленности ресурсной базы от завода будет верхней планкой для восточных проектов СПГ проектов России.
Рисунок 2. Динамика импортных мощностей трубопроводного газа и СПГ
Источник: GIIGNL 2013, Cedigaz, Энергетический центр бизнес-школы СКОЛКОВО
Что касается европейского рынка, то Россия сможет поставлять туда порядка 2,8 млн т СПГ в год в 2017 году. Однако это составит всего 3,5% потребностей региона в этом виде газа или 3% от общего объема российского экспорта в Европу, до 12 млн т в 2020 году – 12% и 10% соответственно. Поставку таких объемов вряд ли можно назвать конкуренцией с трубопроводным газом «Газпрома». Причем российский СПГ, в отличие от «нового» трубопроводного газа, по цене сможет составить конкуренцию американскому газу.
В целом, как считают авторы исследования, при благоприятном стечении обстоятельств, подразумевающем введение большинства рассматриваемых на сегодня российских заводов СПГ до 2020 года, доля России на рынке СПГ в 2020 году может составить максимум 6%. Если же завод СПГ проекта «Сахалин-2» к тому времени останется единственным действующим в России заводом – она снизится до 2%.
Таким образом, резюмируют эксперты, если Россия не начнет проводить активную политику на мировом рынке газа, заниматься либерализацией экспорта газа, то своими конкурентными преимуществами вполне смогут воспользоваться другие страны-производители СПГ, имеющие на глобальном рынке более четкие цели и смелые стратегические планы.