• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Возможности на рынке СПГ становятся все более жидкими

Россия, которая могла бы стать одним из ведущих игроков на глобальном рынке газа, на сегодняшний день не имеет четкой стратегии работы на глобальном рынке газа. Из-за отсутствия разумной политики на рынке доля России на мировом рынке СПГ может составить всего около 6%. Исследование Энергетического центра СКОЛКОВО «Развитие мирового рынка СПГ: вызовы и возможности для России»

Первый контракт на поставку сжиженного природного газа (СПГ) был заключен около полувека назад. Но настоящее развитие этот рынок получает в последние годы. За 7 предыдущих лет число стран-экспортеров СПГ увеличилось до 40%, а импортеров – на 70%.

Ценовое сжижение

Сегодня доля СПГ в мировой торговле на глобальном рынке занимает до 30%. И его объемы со временем будут только увеличиваться, утверждается в докладе Энергетического центра СКОЛКОВО «Развитие мирового рынка СПГ: вызовы и возможности для России». Вырастет и количество стран, поставляющих СПГ на мировой рынок. Сейчас экспортом СПГ занимается 18 стран, мощности по регазификации имеются в 26. По прогнозам аналитиков, к 2030 году спрос на СПГ в мире удвоится и достигнет порядка 500 млн т в год. В Европе спрос на СПГ за этот период возрастет почти втрое (с сегодняшних 47 млн т до 130 млн т в год). Примерно на 40% увеличат потребление развитые азиатские страны – прежде всего Япония и Южная Корея. Лидером потребления станет Юго-Восточная Азия, включающая Китай, Индию, Пакистан, Вьетнам, Индонезию, Малайзию, Таиланд. Их потребности в СПГ к 2030 году вырастут в 8 раз.

Рисунок 1. Структура рынка спотовой и краткосрочной торговли СПГ (экспортеры)

 

Источник: GIICNL 2013

Уже сегодня азиатские страны активно контрактуют объемы будущих поставок. В прошлом году Япония и Южная Корея подписали 16 долгосрочных контрактов на поставку газа и 4 толлинговых соглашения общим объемом 28,5 млн т в год. Такие объемы сопоставимы с производительностью российских СПГ-заводов во Владивостоке и на Ямале.

Китай же вышел к 2012 году уже с закрытыми потребностями в импортном газе на ближайшие 10 лет. Поэтому в прошлом году с его стороны не было заключено ни одного контракта. Рыночная ниша в эту страну для поставок газа, в том числе российского, может появиться не ранее 2025 года в объеме 19 млн т (26 млрд м3), что даже ниже существующих договоренностей о поставках нашего газа по «восточному трубопроводу» в объемах 28 млн т (38 млрд м3).

Пока же азиатские страны и компании предпринимают активные усилия по снижению цен на импортируемый СПГ, что в итоге может привести к падению цен после 2020 года с нынешних 16-18 до 12 долл/МБТЕ. Это может поставить под сомнение экономическую целесообразность реализации целого ряда добычных проектов в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке России.

Один из факторов, влияющий на формирование цены на газ – затраты на его транспортировку. Дело в том, что число судов-газовозов не только резко увеличилось, но также появился целый класс танкеров, технически более совершенных, позволяющих кардинально изменить представление об эффективности морских перевозок. Стоимость постройки судов, в расчете на единицу грузоподъемности, может уменьшиться на 25%. По оценкам специалистов, в дальнейшем это позволит сократить затраты на транспортировку СПГ на 40%.

Снижение стоимости морских перевозок СПГ, в свою очередь, приведет к тому, что увеличатся расстояния морских перевозок СПГ, а логические схемы станут более разнообразными. Кроме того, СПГ получит дополнительные преимущества перед трубопроводным транспортом. Расстояние, на котором СПГ эффективнее трубопровода, сократится еще на 30-40% (с 2500-3000 км до 1500-2000 км). В итоге более динамично будет формироваться единый глобальный газовый рынок, вместо существующих сегодня двух локальных рынков СПГ – атлантического и тихоокеанского.

Ожидается, что и объем производственных мощностей СПГ в мире удвоится и составит порядка 580 млн т в год. Наибольший прирост вводимых мощностей запланирован на 2015 и 2017 годы. Основным выводом для потенциальных поставщиков СПГ станет понимание того, что сроки ввода в действие новых разработок будут иметь большое значение. Любые проекты, которые будут не в состоянии обеспечить источник спроса на период с 2016 по 2020 годы, могут оказаться за пределами рынка.

В ожидании старта

Если верить заявленным планам российских компаний, в 2018 году должны стартовать Печора СПГ (2,6 млн т), Владивосток СПГ (5 млн т), совместный проект Роснефти и ExxonMobil на Дальнем Востоке (5 млн т). В этой связи наиболее выигрышным выглядит Ямал СПГ, старт которого намечен на конец 2016 года с мощностью 5,5 млн т.

Ориентируя свою стратегию на азиатский и европейский рынки, России придется учитывать ценовой фактор. Стоимость ямальского газа в Японии может составить порядка 10 долл/МБТЕ. Такой уровень цены позволил бы проекту получать маржу даже при самом неблагоприятном ценовом сценарии в АТР на уровне 12 долл/МБТЕ. В то же время проект Владивосток СПГ вряд ли спасет даже небольшое транспортное плечо до целевого рынка – стоимость этого газа в Японии сопоставима со стоимостью шельфового газа Австралии, который, в отличие от российского газа, уже полностью законтрактован. Очевидно, что стоимость проекта Владивосток-СПГ из-за значительной удаленности ресурсной базы от завода будет верхней планкой для восточных проектов СПГ проектов России.

Рисунок 2. Динамика импортных мощностей трубопроводного газа и СПГ

 

Источник: GIIGNL 2013, Cedigaz, Энергетический центр бизнес-школы СКОЛКОВО

Что касается европейского рынка, то Россия сможет поставлять туда порядка 2,8 млн т СПГ в год в 2017 году. Однако это составит всего 3,5% потребностей региона в этом виде газа или 3% от общего объема российского экспорта в Европу, до 12 млн т в 2020 году – 12% и 10% соответственно. Поставку таких объемов вряд ли можно назвать конкуренцией с трубопроводным газом «Газпрома». Причем российский СПГ, в отличие от «нового» трубопроводного газа, по цене сможет составить конкуренцию американскому газу.

В целом, как считают авторы исследования, при благоприятном стечении обстоятельств, подразумевающем введение большинства рассматриваемых на сегодня российских заводов СПГ до 2020 года, доля России на рынке СПГ в 2020 году может составить максимум 6%. Если же завод СПГ проекта «Сахалин-2» к тому времени останется единственным действующим в России заводом – она снизится до 2%.

Таким образом, резюмируют эксперты, если Россия не начнет проводить активную политику на мировом рынке газа, заниматься либерализацией экспорта газа, то своими конкурентными преимуществами вполне смогут воспользоваться другие страны-производители СПГ, имеющие на глобальном рынке более четкие цели и смелые стратегические планы.

 

27 июня, 2013 г.