• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Без инновационного предпринимателя экономика не растет

Предприниматели-инноваторы, которые не просто тиражируют имеющиеся на рынке товары и услуги, а создают новые – это двигатель экономики страны. Уильям Баумоль в свежем номере журнала «Экономическая социология»

Предприниматели вносят важный вклад в экономический рост и увеличение благосостояния общества, но до недавнего времени микроэкономика и стандартные теоретические модели фирмы не касались теории предпринимательства.

Журнал «Экономическая социология» публикует в своем последнем номере («Экономическая социология», Т.14, №3, май 2013) главу из книги «Предпринимательство в экономической теории: причины его отсутствия и основания для восстановления». Ее автор, профессор экономики бизнес-школе Леонарда Стерна Нью-Йоркского университета Уильям Баумоль, разделяет предпринимателей на инновационных и репликативных. Первые могут создавать предприятия не оглядывааясь на существование  аналогичных. Вторые находят новые идеи и воплощают их на практике.

Работа Баумоля закладывает основы новой микротеории, которая объясняет значение инновационных предпринимателей для роста экономики и процветания страны.

Инноваторы и менеджеры

Автор рассуждает об основных причинах игнорирования формальной экономической теорией роли инновационного предпринимательства в росте экономики. Предпринимательская функция, по его мнению, жизненно важный компонент для роста экономики. Игнорируя роль предпринимателей, общество утрачивает возможность объяснить как причины экономического роста в разных странах, так и отличия этого процесса на разных территориях. Доступность организации бизнеса и реализации бизнес-талантов – важная составляющая роста экономики страны.

Все предприниматели выступают в роли менеджеров, считает Уильям Баумоль. Они отслеживают эффективность бизнес-процессов, следят за выпуском товаров и предоставлением услуг, соблюдением графиков и контрактов, принимают повседневные решения об уровне цен и рекламных расходах. Менеджеры непрерывно отслеживают «возможность сэкономить немного тут и чуть поджаться там». Подавляющее большинство предпринимателей принадлежит к числу репликативных. Они тиражируют уже известные идеи и модели фирмы.

Инновационные предприниматели даже если выступают еще и в роли менеджеров, исполняют другую функцию. Их задача состоит в поиске новых идей и их реализации на практике. Они – поставщики изобретений для потребителей и крупных фирм. Они усовершенствуют сделанные открытия и разрабатывают на их основе товары, предназначенные для продажи на рынке. Кроме того, они должны не просто руководить сотрудниками, но и вдохновлять их, пишет Баумоль. Инновационные предприниматели видят недостатки текущей практики и считают ее непригодной для использования в будущем. В деловой литературе их функцию называют «лидерство».

Если роль предпринимателя-менеджера описывалась в литературе, например, в теории фирмы, то образ инновационного предпринимателя там нет. Между тем, только инновационный предприниматель может ассоциироваться с революционным ростом экономики. В своей книге Баумоль описывает специфические характеристики ресурсов инновационных предпринимателей, модели ценообразования, дополняет понимание теории благосостояния и ее применения в отношении предпринимательского поведения, а также анализирует значение предпринимателя в различных экономических теориях.

См. также:

Теория предпринимательства в России. По материалам «Глобального мониторинга предпринимательства»
Российская бизнес-сказка
Innovation forever

 

Автор текста: Селиванова Мария Олеговна, 27 июня, 2013 г.