• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Кому поможет новая политика Китая

Отказ от модели роста, основанной на инвестициях, и ставка на рост потребления будут определять условия существования многих отраслей мировой экономики в ближайшее десятилетие

Майкл Петти, профессор Школы менеджмента Гуангу Пекинского университета (Michael Pettis, Peking University’s Guanghua School of Management) опубликовал в McKinsey Quaterly статью Winners and losers in China’s next decade, в которой предсказывает, что замедление темпов экономического роста Китая окажет существенное влияние на глобальный бизнес в ближайшие годы.

Смещение роли главного драйвера роста от инвестиций к частному потреблению кардинально изменит условия существования и положение многих отраслей не только внутри Китая, но и в мировой экономике. Глубина этих изменений не в последнюю очередь будет зависеть и от политических решений китайских властей.

Причина для реструктуризации достаточно очевидна. Резкий рост инвестиционных расходов, тянувших китайскую экономику за собой в течение последних 30 лет, не может более являться краеугольным камнем устойчивого экономического роста, этот источник уже исчерпал себя. Но внутренний спрос не сможет играть первую скрипку в китайском росте, пока домохозяйства не начнут претендовать на более весомую долю благ в процессе их распределения. В результате в среднесрочном периоде темп роста ВВП Китая будет заметно ниже, чем наблюдаемый в последние десятилетия. По крайней мере, пишет М. Петти, в современной истории нет примера страны, которая, совершив «экономическое  чудо» за счет инвестиционного подъема, впоследствии удивила бы пессимистов, избежав замедления.

Если для решения задачи возобновления роста делать ставку на рост потребления, чтобы компенсировать снижение темпа роста инвестиций, тогда властям Китая следует проводить политику обратную той, которую можно было наблюдать в последние десятилетия. Речь идет о поддержке недооцененного курса юаня и заниженных процентных ставках, субсидирующих инвестиции за счет ограничения роста доходов домохозяйств. М. Петти приводит четыре компонента влияния возможных изменений в китайской экономической политике на мировой бизнес.

1. Цена на основные сырьевые товары продемонстрирует существенное падение.

Китай потребляет непропорционально большую часть мирового производства сырья, включая алюминий, медь, железную руду. По отношению к ВВП импорт сырьевых товаров в 4-10 раз превышает аналогичный показатель остального мира: спрос со стороны Китая оставался основным источником роста спроса на эти товары, который в свою очередь определялся инвестиционной активностью в экономике. Замедление темпа роста инвестиций, при прочих равных, однозначным следствием будет иметь сокращение мирового спроса на сырье, цены на которое уже в ближайшие годы могут продемонстрировать резкое падение по отдельным категориям. В то же время, если Китай изменит свою политику, то сокращение цен в большей степени коснется промышленного сырья, в то время как производители агрокультур могут ощутимо выиграть от дополнительного спроса со стороны китайских потребителей.

2. Отрасли, которые в прошлом выиграли от реализации масштабных инфраструктурных проектов, определенно пострадают.

Изменения серьезно снизят в Китае рост совокупных расходов в строительстве, тяжелом машиностроении, транспорте и других смежных секторах, значительно зависящих от государственных инвестиций. Спад этих секторов, однако, будет неравномерным – его глубина будет различаться и зависеть от конкретных решений руководства страны.

3. Потребительский сектор в целом в выигрыше, хотя он распределится неравномерно.

Новая модель роста предполагает, что доходы домохозяйств буду расти быстрее ВВП. Главный вопрос заключается в том, за счет каких составляющих будет происходить этот рост. Выход на новую траекторию устойчивого роста предполагает расширение среднего класса, тем самым относительно нивелируя значимость беднейших и богатейших групп населения Китая в общей структуре потребления. Другим важным фактором распределения доходов среди групп населения выступают политические ограничения, которые диктуются распределением властных полномочий среди групп интересов внутри страны.

4. От новой экономической политики Китая выиграют в большей степени страны с растущим промпроизводством.

Низкие издержки на труд, заниженные процентные ставки, недооцененный курс собственной валюты – стержень конкурентоспособности Китая. Переход к другой модели подрывает эти источники его конкурентоспособности, по крайней мере, в ближайшие годы. Тем самым освобождается ниша, которую смогут занять ближайшие конкуренты Китая, обеспеченные дешевой рабочей силой, например, Мексика.

Как пишет в своей статье М. Петти, политическое руководство Китая осознает срочную необходимость изменений. Также оно осознает, что в результате рано или поздно произойдет резкое изменение структуры совокупного спроса, и, вероятно, возникнет необходимость в значительном объеме осуществлять трансферты от государства в пользу домохозяйств в форме приватизации, раздачи земли, отмены ограничений на мобильность населения. Эти изменения в полной мере будут зависеть от политических решений руководства, которые и определят тот или иной компромисс между интересами отдельных групп внутри элит и потребностями экономики.

 

20 июня, 2013 г.