• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Новые способы финансирования бюджетного дефицита

Налоговые поступления в федеральный бюджет в первые четыре месяца года заметно сократились (в частности, по налогу на прибыль – на 20%). Однако возникающий дефицит не закрывали ни новыми заимствованиями, ни продажами госимущества. Очередной выпуск бюллетеня «Новые Комментарии о государстве и Бизнесе» от Центра развития НИУ ВШЭ

В соответствии с данными Федерального казначейства, федеральный бюджет в январе-апреле текущего года исполнен с практически нулевым дефицитом. Такой результат неудивителен – средняя цена на нефть за данный период на 12 долл./барр. превышала прогнозную цену. В прошлом году при совпадении доходов и расходов бюджета можно было говорить о бюджетной сбалансированности, но новое бюджетное правило вносит свои коррективы.

Доходы федерального бюджета в январе-апреле текущего года составили 4,2 трлн руб., или 21% ВВП (на 2 п.п. ниже, чем за аналогичный период 2012 года). Нефтегазовые доходы составили 2,1 трлн руб. На формирование нефтегазовых доходов влияют четыре фактора: динамика мировых цен на нефть, газ и нефтепродукты, номинальный курс доллара к рублю, динамика объемов производства нефти и газа, а также объемы экспорта нефти, газа и нефтепродуктов. На основе оперативных данных Минэнерго можно сделать вывод, что динамика добычи и экспорта нефти близка к официальному прогнозу Минэкономразвития, есть отставание по добыче газа, но существенного влияния на формирование нефтегазовых доходов этот факт не оказывает.

Оценим влияние первых двух факторов. В первые четыре месяца текущего года они действовали разнонаправленно, средняя цена на нефть Urals составила 109 долл./барр. (доходы бюджета рассчитаны при 97 долл./барр.), средний обменный курс доллара к рублю составлял 31,33 руб./долл. при заложенном в бюджет курсе 32,4 руб./долл. В итоге, по нашей оценке, за первые четыре месяца бюджет получил около 190 млрд руб. незапланированных дополнительных нефтегазовых доходов. Термин «дополнительные нефтегазовые доходы» имеет теперь другой смысл – это доходы при превышении нефтяных цен относительно базовой цены, равной в текущем году 91 долл./барр. В первые четыре месяца 2013 г. такие доходы составили около 370 млрд руб.

С ненефтегазовыми доходами федерального бюджета дела обстоят не так хорошо.

Таблица 1. Доля налоговых поступлений за январь-апрель в общем объеме запланированных и фактических поступлений за год, в % к факту/назначениям

 2010 г.2011 г.2012 г.2013 г.
НДС (внутр.)37,37%34,46%35,16%29,30%
Акцизы (внутр.)30,03%28,09%28,14%27,07%
НДС (имп.)24,80%27,67%28,40%26,11%

Источник: Минфин России, расчеты Института «Центр развития» НИУ ВШЭ

Мы уже писали, что замедление экономического роста негативно сказывается на налоговых поступлениях. Применительно к внутреннему НДС, по нашей оценке, за первые четыре месяца недополучено около 120 млрд руб. по сравнению с плановыми проектировками. Поступления этого налога снизились в номинальном выражении по отношению к соответствующему показателю прошлого года на 4%. Если к этому добавить 8%-ную инфляцию, то получается что либо спад в экономике уже давно наступил, либо налогоплательщики проявляют чудеса храбрости и находят всё новые способы не платить налоги, либо возврат НДС набрал фантастические масштабы. Можно, конечно, поверить налоговикам, что проблемы со сбором НДС носят временный характер и во второй половине года ситуация нормализуется. Но если этого не случится, то за год недобор НДС может составить 360 млрд руб.

Рисунок 1. Доходы консолидированного бюджета по видам налогов, в % ВВП

Источник: Казначейство РФ, ФНС, расчеты Института «Центр развития» НИУ ВШЭ

Нам, откровенно говоря, более правдоподобной представляется гипотеза спада: за первые пять месяцев текущего года (за январь-май) поступления налогов, администрируемых ФНС, по сравнению с соответствующим периодом 2012 г., снизились на 1,7%, при этом поступления по внутреннему НДС снизились на 4,1%, по налогу на прибыль – на 20%(!). О чём-то это должно говорить, не правда ли? Если бы не было проблем с формированием ненефтегазовых доходов бюджета, баланс бюджета за первые четыре месяца, при почти равномерном исполнениибюджета по расходам, был бы положительным и составлял бы около 0,7-0,8% ВВП.

Как видно из данных таблицы 2, при дефиците федерального бюджета в 6 млрд руб., источники внутреннего финансирования дефицита составили 495,3 млрд руб.

Таблица 2. Доходы и расходы федерального бюджета в январе-апреле 2013 г., млрд руб.

 Январь-апрель 2012 г.Январь-апрель 2013 г.
ДОХОДЫ4058,74224,4
Нефтегазовые доходы2104,82087,7
Ненефтегазовые доходы1953,92136,7
РАСХОДЫ41104230,9
Процентные расходы119,1140,6
Непроцентные расходы3990,94090,3
ДЕФИЦИТ (-), ПРОФИЦИТ (+)-51,3-6,5
Ненефтегазовый дефицит-2156,1-2094,2
Источники внутреннего финансирования дефицита291,8495,3
Источники внешнего финансирования дефицита103,4-24,5
Изменение остатка средств-343,8-464,4

Источник: Минфин России, расчеты института «Центр развития» НИУ ВШЭ

Такие ресурсы потребовались для финансирования бюджетного дефицита, погашения задолженности по внешним заимствованиям в размере 24,5 млрд руб. и, главное, для увеличения средств на казначейском счете для последующего пополнения Резервного фонда на сумму 464,4 млрд руб. С учетом набежавшей курсовой разницы в действительности объем средств на казначейском счете был увеличены на 366 млрд руб., что практически совпадает с приведенным выше объемом дополнительных нефтегазовых доходов.

Нас почему-то заинтересовал вопрос о том, откуда Минфин взял эти средства? Ведь с рынка государственных заимствований Минфин не взял ничего, даже напротив, чистое погашение составило 55 млрд руб. Не было и никаких сумасшедших по масштабам продаж госимущества (не те времена нынче!) – доходы от продажи имущества составили за январь-апрель 2013 г. всего 17 млрд руб. Казалось, что никаких других источников у Минфина нет, и мы были готовы бить в барабаны, но… оказалось, мы просто недооценили креативности сотрудников Минфина. Средства на наращивание остатков на счетах и для погашения государственного долга нашлись на казначейских счетах автономных и бюджетных учреждений (324,9 млрд руб.), а также госкомпаний (53,3 млрд руб.).

Оказывается, бюджетную арифметику можно какое-то время подправлять просто за счет виртуального переноса в отчетную дату средств на едином казначейском счете бюджета от одного хозяина к другому. Одно плохо, по итогам года такая манипуляция вряд ли возможна, ведь бюджетным и автономным учреждениям, а также госкомпаниям их средства рано или поздно потребуются, например, на выплату заработной платы в соответствии с указами Президента.

В предыдущих выпусках «Нового КГБ» мы писали, что в принципе неисполнение планов по приватизации (с которым все уже смирились и которое, по оптимистичной оценке, составит около 300 млрд руб.) может быть компенсировано ростом внутренних и внешних заимствований. Из нынешней ситуации вытекает, что за июнь-декабрь текущего года чистые заимствования должны составить порядка 900 млрд руб. (при условии, что ситуация с поступлениями основных видов налогов не будет ещё больше ухудшаться). Интересно, как на это отреагируют рынок и процентные ставки.

Андрей Чернявский

Полный текст бюллетеня «Новые Комментарии о Государстве и Бизнесе» №47, 1 – 14 июня 2013 г.

 

19 июня, 2013 г.