• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Федерация плохо совместима с вертикалью

Перспективы федерализма и расширения самостоятельности регионов в России обсуждали представители Калининграда, Карелии, Урала, Сибири, Москвы и Санкт-Петербурга на межрегиональной конференции «Какая федерация нам нужна?», проведенной под эгидой фонда «Либеральная миссия»

В стенах Высшей школы экономики, где проходила конференция, проблему расширения прав и возможностей регионов и муниципалитетов обсуждали не академические ученые, а общественные деятели: журналисты, художники, публицисты, преподаватели вузов. «На конференции мы наблюдаем два уровня дискуссии: о неизбежности регионализации в мире и в России, и о том, что эмпирический уровень ничего такого не показывает», – обозначил два полюса разговора модератор конференции и вице-президент фонда «Либеральная миссия» Игорь Клямкин.

Москва, верни налоги

Федерализм сейчас выпал из повестки дня, зато огромный интерес вызывает вопрос экономического развития регионов и развитие территорий на уровне муниципалитетов, говорит главный редактор «Русского журнала» (Москва) Александр Морозов. Регионализм в России является политически правым. Он всегда сопровождается хуторским сознанием и неприятием чужаков, характеризует он российский регионализм.

Сторонники регионализации говорят, в первую очередь, о несправедливости распределения налогов между федеральным центром и регионами. К примеру, художник, автор фильма «Нефть в обмен на ничего» (Новосибирск) Артем Лоскутов настаивает на колониальной политике центра по отношению к Сибири: «Все деньги уходят в Москву».

С цифрами в руках эту позицию поддержала редактор GlobalSib.com (Томск) Мария Митренина. В Томской области – регионе, где добывают нефть и газ, в 2012 году было собрано 130 млрд рублей налогов. При этом 92,5 млрд рублей были отправились в федеральный бюджет, а 37,5 млрд рублей досталось региональным и местным бюджетам. «Региону осталось 28,8% от суммы собранных налогов», – сказала она. Дело в том, что 60 млрд рублей – это НДПИ, а 30 млрд рублей – это НДС, то есть федеральные налоги. Транш из федерального бюджета составил 15 млрд рублей, то есть в шесть раз меньше той суммы, что была перечислена в Москву.

Проблема в невозможности взаимодействия и влияния на федеральные власти со стороны томского бизнеса и общественности. Такое отсутствие понимания с «Москвой» порождает протестные настроения в бизнес-среде и среди социально активных граждан, рассказала Митренина. В понимании жителей власть делится на местную и федеральную. Протестные – малочисленные – акции направлены на местную власть, но пассивные протестные настроения адресуются «федералам». Пожелания регионалов просты: оставлять больше налогов в регионе, вовлечь область в межрегиональные проекты, способствовать налаживанию более тесных связей с другими регионами.

В реальности государство сосредотачивает ресурсы и проекты в центральных регионах страны. Например, инновационный центр «Сколково» строится в Подмосковье, хотя мог бы расположиться в крупном региональном научном центре. Кроме того, «Москва» обострят межрегиональную конкуренцию за деньги, субсидирует авиаперелеты через Москву, а не региональные авиаперевозки и принимает законы без учета ситуации в регионах, предъявляет претензии к федеральному центру Митренина.

Примечательно, что отдать собранные налоги из «центра» в «регионы» просят не только представители регионов-доноров (Москва, Московская область, Татарстан, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Сахалинская и Тюменская области, Ханты-Мансийский, Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа), но и те, кто сводит бюджет только с помощью Центра.

Надежда на межрегиональные связи

На конференции были и более жесткие высказывания. «Нужно говорить не о реформе федерализма, а о региональной независимости», – радикализовал тему старший преподаватель факультета свободных искусств и наук Санкт-Петербургского университета Даниил Коцюбинский. Тем более что уже есть субъект процесса дефедерализации – это республики Северного Кавказа.

Его поддержал соучредитель Национального демократического альянса (Москва) Илья Лазаренко: «В рамках этой политической системы никто не даст развивать федерализм. Он ей не нужен. Власть не самоубийца. Нужно давить на систему региональными проблемами». По словам Лазаренко, единственный путь для федерализма в России – это переучреждение федерации на новых основах.

«Не нужно говорить о сепаратизме», – осторожничает главный редактор журнала «ИNАЧЕ» (Петрозаводск) Вадим Штепа. Это повод для федеральных властей бороться с регионализмом. По его словам, сейчас уместно говорить о реформировании федерализма. Регионы должны сами искать связи друг с другом. «Нужна разумная федерация, основанная на интересах регионов, и на основе межрегиональных связей, – пояснил он. – Когда такие связи возникнут, страна трансформируется». Трансформация федерализма в РФ возможна, если только регионы будут размышлять в межрегиональном контексте, устанавливая прочные горизонтальные связи.

«Невозможно налаживать горизонтальные связи между регионами, поскольку нет региональных лидеров, – возражает журналист из Санкт-Петербурга Константин Жуков. – Альтернативы распаду федерации нет».

Силы у регионализма нет

Впрочем, хоронить федерализм пока рано: сила регионов пока не очевидна.

«У регионализма подрублены корни», – говорит президент Института развития и модернизации общественных связей, шеф-редактор ИА «Политсовет» (Екатеринбург) Федор Крашенинников. По его словам, политика – это, прежде всего, выборы. Отмена региональных партий лишила их возможности участвовать в выборах и продвигать свои идеи. Если политики в регионах развивают тему «дайте больше прав регионам», это ставит крест на их карьере и привлекает пристальный интерес силовых структур. Кроме того, федеральный центр подавляет коммуникацию между регионами. В пример Крашенинников приводит политику властей в области авиаперевозок, когда попасть из одного в другой проще и дешевле через Москву. «Единственное, что сейчас реально можно сделать – это готовиться к разговору», – считает он.

«Просто уповать на развал империи бессмысленно, она не развалится сама по себе, а если и развалится, то быстро восстановится через ментальные структуры», – говорит научный руководитель Агентства региональных исследований (Омск) Виктор Корб. Имперские взаимоотношения сохранятся, если не будет самоорганизации граждан на основе конфликтов и опыта.

См. также:

Глобальный сепаратизм – главный сюжет XXI века
Федерализм в третьем тысячелетии: трудности и достижения
Состояние и перспективы развития российского федерализма в общественных представлениях и настроениях
Братский федерализм
Фискальный федерализм: эффект «липучки»

 

Автор текста: Селиванова Мария Олеговна, 11 июня, 2013 г.