• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Революционер «нашего времени», Егор Гайдар

Воспоминания участников реформ 90-х позволяют понять сущность Егора Гайдара, человека, «перекроившего» Россию, идейного, жесткого, но при этом высоко нравственного борца за новый русский капитализм. Книга Петра Авена и Альфреда Коха «Революция Гайдара»

Книга Петра Авена и Альфреда Коха «Революция Гайдара», выпущенная издательством «Альпина Паблишер», носит очень символическое название. Она не столько и не только о сути экономических реформ Егора Гайдара (об этом за 20 лет написано множество исследований, монографий, научных статей), сколько о его революционных деятельности и личности, о Гайдаре – преобразователе, символе реформ 90-х.

Есть такое избитое выражение, что «короля играет свита». С этой точки зрения книга, написанная как раз той самой свитой – участниками «великого слома начала 90-х», ценна тем, что позволяет изнутри увидеть исключительную роль Гайдара в истории новой России, понять истинные намерения и цели реформатора нового времени. Ведь именно эти люди увидели в Гайдаре революционера и реформатора тогда, когда таковым его никто еще не считал, и способствовали реализации его «миссии».

Причмокивающий «ботаник», отличник, прекрасно оперирующий экономическими терминами, он был не способен «зажечь» аудиторию, ему было все равно, слушают его или нет. Но то, что он в итоге сделал, стало революцией.  И сегодня те, кто вместе с авторами книги вспоминают Гайдара (Геннадий Бурбулис, Анатолий Чубайс, Александр Шохин), находят в нем черты, свойственные революционеру-фанатику, тому, кто сумел переступить через народ, как это делали все революционеры, и заставил его принять «истину», в которую он верил, принять ее как руководство к действию.

Гайдар, по воспоминаниям его команды, человек начисто лишенный личного стремления к достатку и богатству. Более того, авторы книги подчеркивают его аскетизм.

И то, что он своими реформами позволил создать базу для появления миллионных состояний одних и обнищания других, это также качество типичного революционера, а не хитрого приспособленца. «Гайдар был сложный человек, – пишет Петр Авен. – Но, на мой взгляд, принципиальность была, конечно, самой характерной его чертой. Надо сказать, что никто в команде, ни один человек, в этом смысле, в смысле принципиальности и таких высоких моральных качеств, рядом не стоял. Никто. Ну, многие старались. Но все это было пустое… Он во многом поэтому и был нашим лидером».

Тонкую характеристику Гайдару дает Бурбулис, вспоминая его как абсолютно честного и смелого человека, и в своих убеждениях, и в своих заблуждениях: «Призванием Егора была, конечно, познавательная деятельность, научная деятельность, исследовательская деятельность. Есть люди, которые достигают уровня предназначения. И вот это предназначение у Егора, на мой взгляд, бесспорно… Гайдар соответствовал типу мужчины, описанного формулой…: «Пессимизм разума, который способен понимать всю трагичность человеческой природы и всю безнадежность усилий по правилам, и оптимизм воли».

Но авторы не могут не сказать и об определенном презрении Гайдара к народной массе. Однако и это презрение скорее миссионерское, и, опять-таки, революционное. Он считал смыслом своей деятельности научить людей богатеть, даже путем «шоковой терапии».

И то, что именно Гайдар в октябре 1993 года единственный из всех реформаторов публично призвал народ идти на защиту Белого дома и Останкино, говорит о его генетической, природной, «гайдаровской» смелости и мужестве. «Наблюдая за Егором…., я начал больше понимать истоки его смелости и мужества, – говорит Кох. – Я понял, что у Егора это, видимо, наследственное. Он наплевательски относился к здоровью. Он был такой релятивист: будь что будет. Он очень любил жизнь во всех ее проявлениях, но не очень ею дорожил».

В книге «Революция Гайдара» мы видим патриота, для которого любовь к Родине не обернулась в миллионные счета в швейцарских банках. «Нет пророка в своем отечестве». Люди почти никогда не верят в талант, прозорливость и честность человека, который находится рядом с ними. И только время расставляет все по своим местам. Книга Коха и Авена об этом, и в этом ее большое значение.

Правомерны ли, своевременны ли, безошибочны ли были гайдаровские реформы, ответ на этот вопрос авторы «Революции Гайдара» не дают. Однако свидетельства непосредственных участников событий, которые говорят в том числе «о своих ошибках и нерешительности», помогают максимально приблизиться к пониманию того, «как это было на самом деле» и сделать свои выводы.

«Беседы, собранные в книге, укрепили меня во мнении, что Гайдар был исключительной личностью. В нем сочетались высокие моральные принципы, широта кругозора, решительность и мягкость манер… Я убежден, что он является героем современной российской истории – да и истории всего мира. Очень важно то, что эта книга способствует его реабилитации в глазах общества. И мы должны продолжить работу в этом направлении», – говорит Лешек Бальцерович, экс-министр финансов Польши.

 

7 июня, 2013 г.