• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Футбольный бизнес осложнен непредсказуемостью

Футбольный клуб – полноценный бизнес-проект. Однако заработать на нем под силу далеко не всем. Данный вид бизнеса один из самых сложных в силу его большой рискованности и непредсказуемости. Доклад Ильи Солнцева

В докладе «Valuation of football clubs», представленном на международной конференции «Social Networks and Economics in Sports conference», прошедшей 27-29 мая в НИУ ВШЭ, доцент кафедры Оценка и управление собственносостью в Финансовый Университет при Правительстве РФ Илья Солнцев проанализировал, на чем основан футбольный бизнес в мире, и что создает преграды на пути к росту капитализации и привлечению инвестиций в футбольные клубы.

Современный футбол – огромный бизнес, сопряженный со страстью и азартом миллионов поклонников. Прибыльность такого вида деятельности может быть очень высокой, если уровень мастерства управляющего будет соответствующим. Сегодня существует 33 публичных футбольных клуба Европы, больше всего их в Дании – 7.

В 2012 году прошло крупнейшее в истории IPO британского клуба Manchester Unitedна Нью-Йоркской фондовой бирже. В ходе IPO компания привлекла 233,3 млн долларов. На момент размещения капитализация клуба оценивалась Bloomberg в 2,29 млрд долларов. При этом стоимость компании (EV), по данным Bloomberg и Forbes, составляла порядка 2,9 млрд долларов, что делало клуб самым дорогим в мире спортивным предприятием.

На втором месте находится испанский Real Madrid, стоимость которого оценивается в 1,88 млрд долларов, на третьем – американская бейсбольная команда New York Yankees, которая стоит около 1,85 млрд долларов. Впрочем, как показывает практика, всем публичным клубам свойственна низкая ликвидность, не всегда есть возможность приобрести торгуемые акции.

Таким образом, можно смело утверждать, что футбольный клуб – это полноценный бизнес-проект. В то же время, данный вид бизнеса один из самых сложных в силу его большой рискованности и непредсказуемости, констатировал Солнцев.

Обычно используется три подхода к оценке футбольного клуба: затратный, доходный и сравнительный. Первый из них наиболее прост: всегда можно примерно рассчитать расходы на транспорт, аренду стадиона (если его нет), оплату труда игроков и персонала.

Доход футбольного клуба складывается из призовых выплат, спонсорских отчислений (как правило, футбольная команда всегда имеет ряд спонсоров, которые готовы платить за то, что успех команды будут ассоциировать с их именем), из денег, полученных за входные билеты, доли от продажи прав на телетрансляции, а также продажи фирменной продукции, выручки от аренды стадиона (если он у клуба есть), предоставление в пользование своего бренда. Еще один источник дохода – продажа игроков. «В Португалии, например, зарабатывают именно на этом. “Выращивание” игроков на продажу – отдельная статья бизнес-плана», – отмечает Илья Солнцев.

Для клубного менеджмента основная сложность заключается в прогнозировании соотношения доходов и расходов клуба. Невозможно точно спрогнозировать денежные потоки. Практически каждый пункт из статьи доходов, может «подкачать» в силу многих (в том числе и не зависящих от владельца клуба) причин. Поэтому многие футбольные клубы убыточны, в том числе и российские.

Сравнительный подход, позволяющий сравнивать клубы-бизнесы друг с другом, осложняет то, что футбол – очень закрытая сфера. Найти и проанализировать отчетность конкурентов часто бывает просто невозможно, и она не отражает в полной мере реальное положение дел. Источниками информации здесь можно считать сделки по слиянию-поглощению, IPO, финансовые отчетности публичных клубов.

Но при этом надо абсолютно четко понимать, подчеркивает И. Солнцев, что идентичных бизнесов в футболе нет, и каждый клуб уникален.

 

7 июня, 2013 г.