Директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич представила свой доклад «Расходы бюджетов регионов на социальную защиту: насколько велики различия?» на семинаре Центра анализа доходов и уровня жизни НИУ ВШЭ.
«Manual governing» – система с ручным приводом. Так Наталья Зубаревич охарактеризовала сферу социальной защиты в субъектах РФ. Ее основные особенности, по мнению исследователя, таковы:
В 2009 году, в пору экономического кризиса, и сразу после него деньги на региональную «социалку», прежде всего на соцзащиту, «выливались как из крана», отметила Наталья Зубаревич. «Жертвой» реструктуризации бюджетных обязательств субъектов РФ стало только жилищно-коммунальное хозяйство. Оно оказалось в минусе (см. рис.1).
Рисунок 1. Динамика расходов бюджетов регионов, в % к 2008 г.
Источник: Презентация к докладу Н. Зубаревич
Денежный «кран» был отчасти «перекрыт» лишь в 2011 году. Однако на здравоохранение, как на «суперприоритетную» отрасль для государства, деньги в региональные бюджеты «шли потоком» и дальше. Например, на создание центров высокотехнологичной медицинской помощи и современное оборудование («на те же компьютерные томографы», – напомнила эксперт). Только за 2010-2012 гг. финансирование здравоохранения выросло на 60%. Однако «населению не было видно эффекта» от этого, сказала Зубаревич.
Похожая ситуация сложилась и в образовании, которое, по ее словам, было «приоритетом номер два» (см. рис. 1). К 2012 году расходы на образование выросли на 46% по сравнению с 2010 годом. «Но куда ушли эти деньги?» – задала риторический вопрос исследователь.
Так или иначе, денежные вливания «реально смягчили жесткие последствия кризиса для домохозяйств». Тем не менее, «система управления сбоит даже при серьезном росте расходов», – сделала вывод Наталья Зубаревич.
По отношению к 2008 году некоторые регионы резко подняли расходы на социальную политику. Так, в Карачаево-Черкесии, Якутии, Псковской области и Ненецком автономном округе произошел рост отчислений на «социалку» в 2,5-2,9 раз (см. рис. 2).
В Сахалинской области, Ингушетии и Санкт-Петербурге рост составил, напротив, лишь 7-12%. «Искать региональные обоснования нет смысла. Это политика региональных властей», – прокомментировала такой расклад Наталья Зубаревич. Для Санкт-Петербурга социальная защита явно не приоритет, добавила она.
Рисунок 2. Динамика расходов бюджетов регионов на социальную политику, в % к 2008 г.
Источник: Презентация к докладу Н. Зубаревич
С Костромской областью, Республикой Марий Эл и рядом других регионов (см. рис. 2) тоже ситуация непростая. «Кострома на пике [в 2010 году] дала рывок на 140% по отношению к 2008 году». А потом происходит некоторый провал. Докладчик прокомментировала: «При ручном управлении, не будучи инсайдером, концы не найдешь».
«В России крайне устойчива зона тех регионов, кто не тратит денег на соцзащиту, – отметила Наталья Зубаревич. – И менее устойчива зона тех, кто тратит [на социальные цели] очень много».
«В хвосте» по доле расходов на «социалку» в 2012 году оказались два типа регионов:
Рисунок 3. Структура расходов бюджетов регионов в 2012 г., %, социальные расходы – 62%
Источник: Презентация к докладу Н. Зубаревич
Во втором случае – «это сознательный выбор региональных властей – минимизировать социальные расходы», подчеркнула экономист. Для этого, пояснила Зубаревич, используются такие технологии, как, например, занижение прожиточного минимума.
В прошлом году в этой «номинации» лидировали Москва, Ямало-Ненецкий и Ненецкий автономные округа, Краснодарский край, Карачаево-Черкесия и Тыва (см. рис. 4).
Рисунок 4. Душевые расходы на соц. политику в 2012 г. и их динамика
Источник: Презентация к докладу Н. Зубаревич
С Москвой ситуация ясна. Она «заложница Лужкова», сказала Зубаревич, в столице по-прежнему значительные надбавки к пенсии. Для лидерства Ненецкого автономного округа объяснение другое: там действует еще советская система соцзащиты.
В Краснодарском крае рост душевых расходов произошел после наводнения в Крымске прошлым летом. Тыве «подбавили бюджетных трансфертов» – и она направила их на соцзащиту, пояснила исследователь.
Зубаревич сделала заключение: «Нет связи уровня душевых расходов с уровнем развития». Регионы в социальной защите нередко «творчески перерабатывают федеральные приоритеты – с разной степенью частных интересов», – резюмировала Наталья Зубаревич. Для ряда регионов соцзащита просто перестала быть приоритетом. Ведь федеральный центр проверяет другое – здравоохранение и образование.
См. также:
«Отличники» и «неудачники» российских городов
Социальная помощь остается безадресной
Есть ли будущее у социального государства
Пенсиям выведут новую формулу
Социальный атлас российских регионов
Презентация к докладу Н. Зубаревич