• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Момент для России задавать курс

Россия председательствует в череде крупных международных мероприятий. Это уникальная возможность внести в мировую повестку свои коррективы. Однако для этого необходимы менее академичные и более конкретные предложения для мирового сообщества

Презентация и обсуждение совместного доклада Центра глобальных интересов (Center on Global Interests, Washington, DC) и Совета по внешней и обороной политике (СВОП) «В преддверии Санкт-Петербургского Саммита "Большой двадцатки”: время России задавать курс» состоялась 23 мая в Высшей школе экономики.

Участники обсуждения пытались ответить на два главных вопроса: 1) является ли сегодня «G20» легитимной наднациональной политической площадкой, которая способна разрешать ключевые мировые проблемы?; 2) подводя итоги большей части года-председательства России в G20, можем ли мы сказать, что Россия активно пользуется своим статусом хозяйки мероприятия для обеспечения международных, а, главное, своих национальных интересов?

Дискурсанты единогласно сошлись в том, что в настоящее время судьба подбрасывает России, поистине, уникальный шанс для влияния на мировую повестку. В течение четырех лет Россия будет в фокусе основных международных мероприятий. В 2012 году она принимала у себя форум «Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества» (АТЭС), сегодня — председательствует в G20, в 2014 году становится главой G8 и стран БРИКС. «Не факт, что такое когда-либо повторится», - заметил Николай Злобин, президент Центра глобальных интересов. В этой связи, вполне закономерно возникает вопрос: а есть ли у России стратегия того, каким образом она будет пользоваться такой крайне благоприятной конъюнктурой?

 

Даниэль Лучич, один из авторов представленного доклада, убежден, что «Большая двадцатка» становится сегодня одним из самых легитимных международных арен. В отличие от G8, «двадцатка» объединяет страны с примерно 86% мирового ВВП, 80% мирового объема торговли и 66% населения. В это нефоормальное объединение входят Китай, Южная Корея и Индия — страны, с бурным экономическим развитием которых уже нельзя не считаться. Безусловно, все это свидетельствует в пользу того, что G20 сегодня — один из самых представительных наднациональных форумов.

 

Но не страдает ли от такого разрастания количества членов эффективность «Большой двадцатки»? Сергей Алексашенко, директор по макроэкономическим исследованиям НИУ-ВШЭ, весьма однозначно заявил: «Большую двадцатку должно объединять что-то помимо размера». Есть ли сейчас это «что-то»? Участники дискуссии признали, что G20 по мере увеличения своего состава становится все более разнородной и, в этом смысле, теряет в эффективности принятия решений.

 

Эффективность, как отметил Николай Злобин, значительно уменьшается тогда, когда «двадцатке» приходится работать «в условиях нормальности». G20 отлично зарекомендовала себя в период мирового финансового кризиса, когда собрание мировых лидеров улучшило экономические ожидания и сбило панику. Однако результативность работы G20 в посткризисные годы вызывает большие сомнения.

 

Но, несмотря на все институциональные препятствия, у G20 есть все шансы способствовать решению мировых проблем посредством: 1) влияния на экономические ожидания и 2) организации диалога руководителей государств (ключевые реформы все равно проводятся конкретными людьми). Воспользуется ли Россия шансом повлиять в 2013 году на мировую повестку с тем расчетом, чтобы через обеспечение общемировых интересов добиться улучшения собственных позиций?

 

Как отметили все без исключения члены дискуссии, к сожалению, у России на время председательства в «Большой двадцатке» нет выработанной стратегии действий. «Главное для нас — провести мероприятие, а не сосредоточиться на решении ключевых задач, - отмечает Сергей Алексашенко, - и никто не сомневается, что в организационном плане G20 пройдет без сучка без задоринки».

 

Говоря о содержательной части вопроса — сегодня в качестве основных приоритетов Россия предлагает миру весьма расплывчатые и слишком академические цели: 1) создание рабочих мест и стимулирование экономического роста; 2) решение долгового кризиса и инвестиции в инфраструктуру. В то же самое время, она не фокусируется на решении более конкретных проблем, по части которых уже есть наработки, полученные по результатам предыдущих встреч «G20». «Лучше пусть одну и ту же тему несколько лет обсуждают — но хоть будет двигаться что-то», - посетовал Михаил Шмаков, глава Федерации независимых профсоюзов.

 

Что же Россия может предложить сегодня мировому сообществу? По мнению участников дискуссии, в целях продвижения собственных интересов России за три месяца до окончания председательства нужно успеть сконцентрировать свою деятельность на решении, главным образом, следующих практических задач: 1) реформа МВФ, а также 2) решение проблемы появления в границах ВТО местных объединений, препятствующих либерализации торговли.

 

Утешительно то, что, не предлагая мировому сообществу конструктивного подхода, Россия хотя бы пытается привнести некоторые новшества в организацию мирового диалога, главные из которых «Гражданская двадцатка» и совместная встреча министров финансов и министров труда. Хотя, очевидно, что без стратегического и практического наполнения такие нововведения теряют большую часть своего смысла.

 

Участники дискуссии выразили надежду на то, что за время до оставшейся финальной встречи глав государств в Санкт-Петербурге Россия сумеет выработать собственную стратегию по достижению практических задач, которые бы отвечали нашим национальным интересам и интересам мирового сообщества. Тем более что у России есть уникальный шанс на преемственность своей политики в рамках международных дискуссий — в 2014 году мы возглавим G8 и группу БРИКС.

 

1 июня, 2013 г.