• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

При высоком неравенстве перераспределение неэффективно

В НИУ ВШЭ 22-24 мая прошел международный научный семинар «Современная политическая экономика: синтез формальных и эмпирических моделей»

В семинаре участвовали исследователи из России, США, Великобритании, Германии, Швейцарии, Франции, работающие на стыке трех дисциплин: экономики, политологии и психологии. Их объединяло изучение влияния экономических и институциональных факторов на поведение политических субъектов с использованием одновременно и эмпирических, и формальных методов. Организаторы выражали надежду, что это направление исследований приведет в перспективе к более глубокому пониманию мотивов поведения политических партий и отдельных политиков и взаимосвязи с экономической конъюнктурой.

Открывала семинар любопытная работа исследователя Калифорнийского технологического института (Caltec, California Institute of Technology) Марины Агранов «Налоговая система и перераспределение» (Taxation and Redistribution: An Experimental Study).

Автор построила модели с «прямой» и «представительной» демократией. В первой модели уровень налогов определялся в качестве среднего среди всех высказанных различными социальными группами пожеланий, во второй кандидаты, балотировавшиеся на выборные должности, должны были предугадать предпочтения групп. Студенты, участвовавшие в ролевой игре, были разделены на группы, отличавшиеся своей производительностью труда и, соответственно, уровнем доходов: «высокое неравенство» – 12 групп в режиме прямой демократиии 7 групп в режиме представительной, и «низкое неравенство» – 14 групп прямой демократии и 7 групп представительной. Социально-экономическими координатами модели стали высокое и незначительное неравенство.

Социально-политические зависимости

Проведенный эксперимент позволил прийти к следующим выводам:

  1. Оба политических режима реализуют ставки налогообложения, идеальные с точки зрения социальных групп со средними доходами. Модель представительной демократии лишь немногим менее точно «угадывает» этот уровень, чем прямая.
  2. Высокое неравенство ведет к более высоким налогам и большему перераспределению доходов при обоих политических сценариях – и в рамках прямой, и в рамках представительной демократии. Так, и для «прямой», и для «представительной» демократии они составили свыше 50% от суммы доходов. При низком неравенстве этот показатель не достигает 30%.

Социальные следствия налогообложения

В модели с незначительным неравенством размер остающихся у разных социальных групп доходов после налогообложения оказывался довольно близок к медиане, уровень невысокого неравенства сохранялся. В модели с высоким неравенством после налогообложения наблюдался довольно высокий разброс «чистых» доходов, при чем, чем выше уровень налогообложения, тем выше оказывался этот разброс. Другими словами, высокое неравенство не позволяло налогообложению выполнять функцию эффективного перераспределения доходов.

См. также:

Marina Agranov, Jacob K. Goereey, Julian Romeroz, Leeat Yariv. What Makes Voters Turn Out: The Effects of Polls and Beliefs.
Экономические индикаторы показывают стабильность на грани рецессии
Лишь бы экономика росла
Рост минимальной зарплаты стимулирует неформальную занятость

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 28 мая, 2013 г.