• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Российское образование не ориентируется на рынок труда

Выпускники российских вузов не обладают тем набором навыков и компетенций, которых ждет от них работодатель. Они не умеют решать проблемы, добиваться поставленной цели и работать с людьми. Доклад Всемирного банка и НИУ ВШЭ «Дефицит навыков в России: вызовы для системы образования в условиях перехода к инновационной экономике»

Перед российской системой образования сегодня стоят два глобальных вызова: повышение производительности труда (которая у нас составляет менее 50% от среднего уровня стран ОЭСР) и повышение инновационности экономики (лишь 9% предприятий внедряют технические инновации). Однако ответить на эти вызовы система образования, в том виде, в котором она существует, не может, – заявил, представляя доклад 24 мая 2013 года, руководитель авторского коллектива, руководитель проектов по образованию московского представительства Всемирного банка Кирилл Васильев.

Экономика предъявляет все больший спрос на социальные и поведенческие навыки (умение решать проблемы, добиваться поставленной цели, работать с людьми и планировать время), которыми выпускники российских вузов не обладают.

Как выявило исследование, в таких навыках работодатели испытывают более острый дефицит, чем нехватка профессиональных умений и даже незнание иностранного языка. Доля предприятий, заявивших о незакрытой потребности в навыках хотя бы одной группы работников (рабочих, руководителей или специалистов) составляет 30%. При этом основные навыки, требуемые от всех – это регулярное взаимодействие с коллегами по работе и решение срочных проблем.

«Неадекватные навыки и образование – ключевая проблема, ограничивающая рост компаний. Она стоит на третьем месте после коррупции и высоких налогов», – отмечается в исследовании. При этом у добросовестных, целеустремленных, эмоционально устойчивых работников больше возможностей для трудоустройства и более высокие доходы.

Чем выше образование, тем хуже навыки

Как выявило исследование, разрыв между востребованными и имеющимися навыками увеличивается на каждом уровне системы образования и становится еще более существенным после выхода выпускника вуза на рынок труда.

Лучше всего дела обстоят в начальной школе. Тут россияне лидируют по основным навыкам: чтению, знанию математики. Но уже в средней школе мы начинаем отставать от других стран. Основной навык, которым овладевают студенты вузов – это «написание текстов», на втором месте «знание иностранного языка», на третьем – «выступление с презентацией». Хуже всего студенты владеют навыком «сотрудничества с другими», который для работодателя является одним из основных. «Получается, что вузы готовят совсем не тому, чего от них ожидают работодатели», – сделал вывод Васильев.

При этом у работающих студентов востребованные навыки увеличиваются. Например, повышается склонность к экспериментированию, экстравертность, надежность, организованность и пр.

Проблема заключается не только и не столько в плохом качестве преподавания, сколько в неадекватных вузовских стандартах. «Из навыков выпускников вузов, востребованных рынком, в стандартах адекватно представлены только три: для бакалавриата – регулярное чтение текстов, для магистратуры – чтение и написание текстов, а также работа в команде», отмечается в докладе.

Образование ради образования

Такая ситуация отчасти является наследием управляемой из центра и жестко регулируемой государством системы образования. «Система развития навыков» уже перестала ориентироваться на государство, как исключительного заказчика образовательных услуг, но полноценные механизмы взаимодействия между работодателями и образовательными организациями еще не сформировались и зачастую последние выстраивают свою деятельность исходя из возможностей, а не реальных потребностей заказчика и потребителя услуг.

Дисбаланс между спросом и предложением навыков увеличивается под влиянием высокого уровня информационной асимметрии. В России нет отлаженных систем сбора, анализа и представления данных о рынке труда, которые могут быть использованы при разработке образовательной политики. Соответственно, не хватает информации, которая была бы полезна для студентов, работников и работодателей – информации о ситуации на рынке труда, об образовательных и карьерных траекториях и возможностях трудоустройства.

Интересно, что представления студентов и работодателей о востребованных на рынке труда навыках во многом сильно различаются. Так, например, по мнению студентов, одним из важнейших навыков является знание иностранного языка (второе место после профессиональных навыков), для работодателя этот навык далеко не столь значим – он занимает 12 место. И, наоборот, «способность принимать нестандартные решения» весьма важна для работодателя, но студенты придают этому мало значения.

Заведующий кафедрой экономики труда и народонаселения НИУ ВШЭ Сергей Рощин выделяет две особенности системы образования в России. Первая особенность заключается в том, что Россия встала на путь тотального высшего образования, в связи с чем «трудно говорить о спросе на образование вообще».

Вторая особенность в том, что «этот тренд сопровождался тем, что образование развивалось исходя из самого себя». «Ведущей стороной был рынок образовательных услуг. В условиях диктатуры образования потерялся отклик от рынка труда», – поясняет Рощин.

Главное – стимулы

Экономисты Всемирного банка и Высшей школы экономики предлагают комплекс мер, которые позволят четче сориентировать систему образования на удовлетворение запросов рынка труда и в результате сформировать у работников набор навыков, востребованных работодателем.

Во-первых, предлагается создать действенные стимулы (финансовые, институциональные и организационные) для изменения содержания, форм и методов подготовки кадров. Такие стимулы должны работать как на уровне государственного, так и частного секторов. Образовательные организации должны быть заинтересованы в том, чтобы формировать у учащихся востребованные рынком знания и компетенции.

Для этого авторы доклада считают необходимым внедрить механизмы оценки образовательных услуг и результатов, и вознаграждать лучшие учебные заведения. Также предлагается предоставить работодателям полномочия по управлению системой образования.

Другая действенная мера – укрепление потенциала системы производства навыков, включающей в себя внедрение современных практик управления, расширение спектра программ профессионального обучения, вовлечение профессионалов реального сектора в процесс профподготовки, массовое обучение преподавателей современным методикам развития и оценки навыков и компетенций.

Третья мера – снижение информационной ассиметрии – подразумевает в том числе построение системы оценки потребностей рынка труда (проведение регулярных обследований) и создание информационной системы, связывающей образовательные и профессиональные траектории.

Комменитрует директор департамента Министерства образования и науки РФ Наталия Золотарева:

В системе образования акцент должен быть сделан не на том, что изучает студент, а на том, чего он в итоге достигает. Жизнь требует не специалистов по процессу, а специалистов по достижению результатов. Не только студент, но и преподаватель должен быть ориентирован на результат, и исходя из этого оцениваться.

Комментирует директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков:

Инвестиции в компетенции – ключ к изменениям. Существующая система госуправления не обладает достаточными компетенциями для изменения ситуации. Да и сам работодатель иногда не обладает нужными навыками и не может сформулировать адекватный запрос к компетенциям сотрудников и глобально ко всей системе образования.

Думаю, для изменения ситуации необходимо привлекать международный опыт и делать вузы центром создания инновационных компаний. Тогда навыки могут быть сформированы.

 

28 мая, 2013 г.