• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Каких оценок заслуживает образование

Оптимальная система оценки качества (СОК) образования должна учитывать и национальный, и мировой контекст. Универсальный рецепт эксперта Всемирного банка Марии-Хосе Рамирес

Создать «культуру оценки»

На регулярном семинаре Института развития образования НИУ ВШЭ выступила с докладом специалист по образованию Сети развития человеческого потенциала Всемирного банка Мария-Хосе Рамирес (Чили). Одна из главных мер для создания эффективной СОК – формирование соответствующей среды. Опыт ряда стран – например, Чили, где Рамирес участвовала в реформе системы «аттестации» образования, показывает, что на местах порой не хватает кадров, которые умели бы считывать результаты СОК. Нужно построить культуру оценки, подчеркнула эксперт, научить специалистов правильно использовать информацию, предоставляемую системами оценки качества.

Необходимо понимать стратегические цели СОК и определить приоритеты – на какой тип оценки делать ставку, считает Рамирес. Всего таких типов три:

  1. оценки работы в классе,
  2. экзамены,
  3. масштабные системы оценки – мониторинги, национальные и международные.

Для Чили приоритет – мониторинги. Они дают информацию, в том числе, и родителям – по выбору школы. Экзамены в Чили сдаются по желанию, в 12-м классе школы, теми, кто собирается поступать в университеты.

А вот в школах Уганды, например, упор сделан на экзамены – это британское колониальное наследие. Экзаменационные испытания используются там как механизм отбора учеников, поскольку в школах не хватает мест.

В богатом австралийском штате Квинсленд ставка сделана на текущие оценки работы в классе. «При этом параметры оценки едины, они выстроены в соответствии с госстандартами», – пояснила специалист Всемирного банка. Впрочем, несмотря на это в Австралии существуют и профессиональный, и правительственный контроль качества.

Российские «отметки» образованию

В России, по мнению Марии-Хосе Рамирес, введение единых государственных экзаменов стало «большим шагом». Подобные системы оценок есть в наиболее развитых странах, подчеркнула эксперт.

В то же время «в реализации этой системы много проблем», полагает Рамирес. Так, «информация по единым государственным экзаменам используется для того, чтобы смотреть на качество образования в стране», то есть фактически ЕГЭ порой рассматривается как мониторинг. Однако, по мнению докладчицы, это не совсем корректно. Ее мнение разделили и другие эксперты.

Единые экзамены не могут быть единственной системой оценки качества образования, подчеркнул научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ Виктор Болотов. Нужны масштабные исследования, страновые и региональные мониторинги. В новый закон «Об образовании», который вступит в силу 1 сентября этого года, включено положение о мониторингах.

Впрочем, как уточнил эксперт, «нам мало результатов [международных мониторингов достижений учащихся] PIRLS, TIMSS и PISA». Нужны дополнительные «вторичные исследования». Такую работу организует НИУ ВШЭ.

Сейчас опробуются и новые методы текущего оценивания. Существует, например, система измерения интеллектуальных способностей SAM (School Achievements Monitoring). Она во многом опирается на психологическую модель учебного процесса, созданную Львом Выготским – одним из основоположников современной психологии.

В Красноярске существует проект «Дельта», предполагающий, по словам Виктора Болотова, «метапредметный», или «апредметный» подход в оценке достижений учащихся.

Впрочем, подчеркнул эксперт, необходимо изучать не только «обученность», но и особенности социализации учащихся. Имеет смысл принимать во внимание социально-экономический статус семьи и прочие контексты.

Национальный контекст

Не существует некоей «лучшей модели» системы оценки качества образования, отметили участники семинара. У каждой страны есть свои «вызовы», свой специфический контекст, который должна учитывать СОК, считают многие эксперты (см. статью «Новая шкала для вузов» и интервью международного эксперта из Германии Геро Федеркайла «A New Scale for Universities»).

Такой контекст, по мнению Марии-Хосе Рамирес, включает пять аспектов.

  1. Лидерский дух, заинтересованность в совершенствовании образовательной системы. В Чили, например, в такие проекты были вовлечены первые лица государства.
  2. Стратегии и политики. В Чили они появились в 1990-е годы. Были разработаны «инструкции, на что должна быть направлена система оценки».
  3. Институциональная составляющая: кто будет заниматься оцениванием – университеты или независимые центры. Автономность этих органов предполагает беспристрастность исследования.
  4. Стабильное финансирование. Разработка и реализация СОК обычно обходятся в 0,5% от всего бюджета образования в стране.
  5. Человеческие ресурсы – подготовка компетентных кадров (с помощью кратких курсов, магистерских программ или стажировок). «В России появились специалисты на местах благодаря тому, что страна участвовала в PISA, TIMSS и PIRLS», – подчеркнула Мария-Хосе Рамирес. «Мы создали инфраструктуру для ЕГЭ – центры оценки качества образования в каждом регионе», – добавил Виктор Болотов.

Имеет смысл придерживаться «собственного пути» в оценивании образования, но при этом учитывать общие контексты, заключил он.

См. также:

Не каждый год делает учащихся грамотнее
Российские вузы пытаются преодолеть границы
Системе образования невыгодно совершенство

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 20 мая, 2013 г.