На конференции Лаборатории сравнительных социальных исследований (ЛССИ) НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге младший научный сотрудник лаборатории Вероника Костенко представила свою работу «Гендерные установки мигрантов в Северной и Западной Европе».
Позиционирование мусульман, как людей, чьи крайне консервативные ценности противоречат европейскому духу эгалитаризма, не подтверждается фактами и цифрами – таков основной вывод этой работы.
Отношение к правам женщин среди мигрантов в Западной и Восточной Европе близко к тем результатам, которые показывают коренные жители тех стран, в которых проживают мигранты.
Однако мигранты в целом более консервативно настроены по отношению к правам женщин, чем местные жители. «Но влияние этого фактора часто завышается в академическом дискурсе», – подчеркивает Костенко.
Главный вопрос, на который автор попыталась ответить в ходе исследования: «Действительно ли мусульманские мигранты в Западной и Восточной Европе сохранили консервативное отношение по отношению к женщинам, или эта проблема преувеличена?». Тема актуальна, в том числе, в связи с тем, что отношение к гендерному равенству, как отмечает В. Костенко, связано с поддержкой либеральных ценностей в целом.
В работе были использованы данные четвертой волны проекта Европейское исследование ценностей [ESS, 2010]. Данные позволяют отслеживать миграционный статус респондента, религиозную конфессию, к которой он принадлежит, страну происхождения, а также ценностный профиль и гендерные аттитюды. В сравнительный анализ включены восемь стран, а именно, Бельгия, Швейцария, Германия, Испания, Франция, Великобритания, Нидерланды и Швеция, которые, как говорится в докладе, близки по характеру миграции в связи с колониальным прошлым и высоким уровнем экономического развития.
График 1. Отношение к гендерному равноправию в 8 странах Европы
Источник: В. Костенко «Гендерные установки мигрантов в Северной и Западной Европе»
В своем исследовании В. Костенко опирается на теорию модернизации Р. Инглхарта и К. Вельцеля [Inglehart, Welzel, 2005]. «Согласно этой теоретической рамке, поддержка гендерного равноправия (как и другие эгалитарные ценности) связана с возрастом, уровнем образования и социально-экономическим статусом и уровнем религиозности. То есть более молодые, образованные, обеспеченные и неверующие люди имеют сильную тенденцию к поддержке равноправия вообще, и гендерного равноправия, в частности», – поясняет автор. При этом, согласно теории модернизации, чем более не уверен человек в собственной безопасности и озабочен вопросом выживания, тем вероятнее он склонен придерживаться консервативных взглядов, касающихся, в том числе, прав женщин.
Анализ, проведенный в ходе исследования, подтвердил, что такие характеристики, как возраст, образование и социально-экономический статус оказываются важнейшими факторами позитивного отношения к гендерному равноправию. Так, результаты исследования показали, что эффект возраста может быть в 3 раза выше, чем влияние миграционной истории или мусульманского вероисповедания. При этом люди с самым высоким уровнем образования и социально-экономическим статусом демонстрируют наиболее эгалитарные гендерные установки.
Но среда воспитания и приверженность исламу, конечно же, оказывают свое влияние. Однако, не в такой степени, как принято считать. В ходе исследования выяснилось, что мигранты самых либеральных стран (Швеции и Нидерландов) проявляют более высокий уровень позитивного отношения к гендерному равенству, чем местные жители самых консервативных стран (Германии и Швейцарии).
График 2. Средние значения индекса гендерного равноправия для мигрантов и местных жителей в 20 европейских странах
Источник: В. Костенко «Гендерные установки мигрантов в Северной и Западной Европе»
Отдельный интерес представляет тема ислама и гендерного равенства. Мусульмане не являются самой религиозной частью европейских обществ, отмечает В. Костенко: «Наиболее религиозная группа в Европе – это христиане, не принадлежащие к трем основным деноминациям (католичество, протестантство и православие) – адвентисты, пятидесятники, баптисты и другие [GlickSchiller, 2005]». А уровень религиозности, как отмечает В. Костенко в выводах, значительно более важен, чем религиозная деноминация, к которой принадлежит респондент. Наиболее религиозные люди демонстрируют самые консервативные гендерные установки.
Исламское вероисповедание, тем не менее, в большей степени, чем миграционная история потенциально способствует развитию негативных установок к гендерному равноправию. Однако, исследования показывают небольшую разницу между мигрантами в целом и мусульманами в Европе по параметру отношения к правам женщин.
Иммигрантская, а особенно мусульманская угроза европейским нормам и ценностям относительно положения и прав женщин в обществе сильно преувеличивается и упрощается в современном дискурсе, делает вывод В. Костенко.
Презентация к докладу В. Костенко