Объявленный властями курс на деофшоризацию привел к формированию новой экономической и правовой реальности, считает руководитель практики налоговых споров «ФБК Право» Алексей Яковлев. Еще вчера использование офшорных юрисдикций было распространенной и почти безопасной практикой для многих компаний, а сейчас это становится источником дополнительных рисков. Если активы компании зарегистрированы в офшоре, то пристальное внимание налоговиков ей обеспечено. Кроме того, теперь у компании, которая не раскрывает конечных бенефициаров, могут возникнуть сложности с защитой прав в российских арбитражных судах.
Налоговая служба лоббирует еще одну инициативу – «антиотмывочный» законопроект №196666-6, который предприниматели прозвали «закон 666». Этот законопроект, если он будет принят, даст налоговикам право доступа к банковским счетам физлиц. Таким образом, на банковской тайне будет поставлен крест.
Минфин, в свою очередь, предлагает внести поправки в Налоговый кодекс, которые обяжут аудиторов раскрывать конфиденциальную информацию о компаниях-клиентах по запросу налоговой инспекции без разрешения проверяемых организаций, По всей видимости, государство всерьез решило ограничить возможности пользоваться офшорными «дырами».
«Если борьба с офшорами будет вестись всерьез, кто-то будет строить более сложные схемы, кто-то будет вынужден вернуться в страну и строить свою деятельность по внутренним правилам. В любом случае, это увеличит издержки бизнеса», – полагает Яковлев. Но только методами кнута эту проблему не решить. Об этом свидетельствует доклад Экспертного управления администрации президента, предлагающий меры, повышающие комфортность ведения бизнеса в РФ, например, более удобное налогообложение операций с ценными бумагами.
«Борьба с офшорами проводится в ручном режиме», – констатирует руководитель группы по разрешению споров «ФБК Право» Анна Грищенкова. Пример тому – требование президента В. Путина раскрывать информацию обо всех собственниках и бенефициарах контрагентов компаний с госучастием. «Потребовалось собрать огромное количество документов, и многие их предоставили, чтобы не лишиться контрактов и собственности», – отметила эксперт. Кроме того, Высший арбитражный суд (ВАС) недавно стал требовать от сторон, зарегистрированных в офшорах, самостоятельно доказывать законность своих действий.
Впрочем, борьба с офшорами в ручном режиме может быть и вполне эффективной. «Есть несколько десятков человек, с которыми должно разбираться государство в ручном режиме. 99% пользователей офшоров не связаны с отмыванием и прочей незаконной деятельностью, – считает вице-президент НБ «Траст» Станислав Сушко. – Таких людей офшоры привлекают более стабильной юридической системой и финансовыми инструментами, которых в России просто нет».
«Более 80% экономики – это гиганты, которые принадлежат персонально известным руководству страны лицам. И надо проводить персональную работу по деофшоризации лично с каждым», – добавляет член комитета Совета Федерации по экономической политике Евгений Тарло.
«Спрос на офшоры вызван тем, что наши крупные компании стали глобальными. Они стали пользоваться другим уровнем сервиса, который предоставляют офшоры, – обозначил причины популярности офшоров старший научный сотрудник Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ Юрий Симачев. – Кроме того, бизнес, входя на новые рынки, часто не хочет, чтобы его идентифицировали с определенной страной».
Также использование офшора позволяет сократить риск быть персонифицированным с определенным бизнесом, а отсюда – риск того, что этот бизнес могут отнять, добавил Симачев. Это тем более актуально, что отношение к предпринимателям в России плохое, а взаимоотношения с бизнесом все чаще строятся по модели повышения социальной ответственности.
Есть причины для сокрытия капитала в офшорах и у россиян, официально бизнесом не занимающихся – чиновников, силовиков и криминальных элементов. Евгений Тарло, правда, оговорился, что офшорные компании этих людей составляют всего несколько процентов среди причин создания офшоров.
Большинство российских владельцев офшорных компаний видят проблему в судебной практике, когда используется масса уловок для обоснования выгодного кому-то решения. «Лоббирование групп интересов есть во всех западных судах: и кипрских и британских. Но нет того, чтобы можно было открыть какую-то дверь бывшего судьи или другого человека, позволяющего за определенную сумму решить проблему», – пояснил сенатор, добавив, что «кипрский кризис, методы его разрешения, дают большой шанс для перевода отечественного бизнеса в нашу юрисдикцию». Правда, для этого нужен финансовый инструмент легализации капитала, например, облигации развития.