• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Системе образования невыгодно совершенство

Общество должно активнее участвовать в решении проблем образования. Сами преобразования необходимы, но движимы довольно противоречивыми инструментами. Татьяна Клячко и Наталья Типенко в Диспут-клубе АНЦЭА

Качество школьных уроков упирается не только в деньги

Рост учительских зарплат – необходимое, но недостаточное условие для повышения качества школьного образования, подчеркнули участники диспута «Идут ли реформы образования?», организованного Ассоциацией независимых центров экономического анализа (АНЦЭА).

«Мы не добьемся существенных изменений в качественном составе школьных учителей без повышения зарплат», – отметила директор Центра универсальных программ Наталья Типенко. Но одними только деньгами проблему не решить. Дело в том, что доля школьных учителей до 30 лет увеличивается «слабыми темпами».

Таких педагогов в школах лишь 13%, и значительная их часть не закрепляется в системе образования, напомнила директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко.

Молодым преподавателям фактически некуда приходить – места в школах заняты их старшими коллегами, отметили эксперты. «Мы все время решаем социальные проблемы порознь», – прокомментировала Татьяна Клячко. Пожилые учителя только-только получили «осмысленную зарплату», а им уже надо уходить на пенсию, где их уровень жизни снова упадет.

В школах коэффициент совместительства – соотношение числа занятых должностей и людей на этих должностях – достигает в среднем 1,2-1,3, рассказала Наталья Типенко. С учетом этого показателя средняя зарплата учителя в Москве составила 60 тыс. рублей. Однако «дополнительные часы обычно дают не молодежи – их разбирают более заслуженные люди, для своей пенсии».

Впрочем, само по себе омоложение кадров – отнюдь не гарантия улучшения школьного образования, уточнила Татьяна Клячко. Ведь «новая смена» рекрутируется через негативный отбор – в педвузы нередко идут слабые абитуриенты.

Молодежь сложно заинтересовать преподаванием еще и потому, что статус учителя в обществе – низкий, и это характерно для многих стран. Процесс «девальвации» учительской профессии в мире идет уже более полувека. «Это тяжелый неблагодарный труд, – отметила Татьяна Клячко. – В Бразилии зарплата учителей составляет 130% от средней по экономике, но и там статус учителя резко упал».

Больше самостоятельности – школам и родителям

Законы об образовании 1992 и 2012 года предписывают – полномочия нужно делегировать на нижний уровень, напомнила Наталья Типенко. «Роль директора школы должна быть велика, без этого о качестве и эффективности говорить нельзя, – уверена она. – И здесь у нас серьезные проблемы». Это касается и муниципалитетов, которые имеют полномочия, но не всегда имеют достаточные финансы для помощи школам.

Сильное влияние на качество образования в школах могли бы оказать их управляющие советы, однако «общественная инициатива у нас слабо развита», отметила Типенко. У «потребителей услуг – родителей и детей – есть право влиять на качество образования, но им не хотят воспользоваться». Так или иначе, без общественного контроля улучшить образование в школе не получится, подчеркнула эксперт.

«Население уже стало брать проблемы образования в свои руки, – уточнила Татьяна Клячко. – Родители, например, нанимают детям репетиторов после введения ГИА [государственной итоговой аттестации]».

И, наконец, еще один существенный, отчасти методологический нюанс, без которого трудно поднять образование. «Мы не очень знаем, что такое качество образования, до сих пор нет его нормальных измерителей», –полагает Татьяна Клячко. Поэтому попытки сделать что-то более эффективное выливаются в некое субъективное распределение средств между игроками, заключила она.

Реформа при всей своей двойственности необходима

Возможность реформ заложил закон РФ «Об образовании» 1992 года, который опередил свое время, напомнили эксперты. Однако сам процесс модернизации образования идет не совсем последовательно. В итоге реформа встречает все большее недовольство как населения, так и педагогической общественности, отметила Татьяна Клячко. Преподаватели считают, что перестройка образования дискредитирует школу, а население полагает, что реформы проводятся лишь с целью снизить бюджетное финансирование.

Реформа «в какой-то степени вынужденная вещь», сказала Наталья Типенко. Была «катастрофа с сетью [школ] и контингентом, и оставлять все в прежнем состоянии было невозможно». Эксперт подчеркнула: «Ситуацию удалось переломить – сейчас некие подвижки происходят. Мы снова вспомнили, что образование все-таки для всех. Раньше считали, что поддерживать надо лучших. А оказалось, что хвосты не охвачены, качество страдает». Проходящую модернизацию образования она охарактеризовала как «двойственный процесс» – с достижениями и недостатками.

Так, его денежная сторона не совсем проработана, и один из центральных вопросов, по мнению Натальи Типенко: «сколько стоят реформы?» По ее словам, приняты «несбалансированные финансовые обязательства», «предложение президента [повысить зарплаты учителей до средней по экономике региона] в ряде субъектов Федерации привело к тенденции к уменьшению зарплат». У этих регионов «бюджеты на пределе».

Федеральные требования растут, добавила Типенко, но, чтобы получить «незначительное финансовое подкрепление, регионы должны полностью подстраиваться под требования федерального центра». По ее словам, «это не путь к эффективности». Кстати, финансово не всегда обеспечены и новые образовательные стандарты, сказала аналитик.

С другой стороны, образовательные учреждения получили финансово-хозяйственную самостоятельность, было введено нормативно-подушевое финансирование (по принципу «деньги следуют за учеником»). В школах явно улучшилась материально-техническая база – арсенал компьютеров, оборудования, пособий.

Однако финансово-хозяйственную самостоятельность школ надо расширять, считает Типенко, поскольку, например, губернаторы запрещают школам иметь счета в коммерческих банках (это было разрешено № 174-ФЗ об автономных учреждениях).

«В PISA-2009 [международном исследовании образовательных достижений Programme for International Student Assessment] у нас плохие результаты, а по итогам TIMSS [Trends in Mathematics and Science Study, мониторинг знаний по математике и естественным наукам] не все так плохо, – сказала Наталья Типенко. – Четвероклассники и восьмиклассники показывают лучшие результаты в 2011 году, чем в 2003 году». То есть ситуация не столь провальная, как может показаться, подытожила Н. Типенко.

Убегающий горизонт

И образовательное сообщество, и сами школьники, и их родители так или иначе подстраиваются под реформу, отмечали на диспуте многие эксперты, а сами реформы во многих странах идут в режиме нон-стоп.

Правда, борьба за качество образования при этом может принимать отчасти парадоксальные формы. «Как ни мало реформы дают ощутимые результаты, они будут тем не менее идти, – сказала Татьяна Клячко. – Чтобы образовательное сообщество получало деньги, оно должно показывать худшее качество. Ведь образование получает деньги под изменения к лучшему. Но если качество будет [резко] повышаться, то этих денег система не будет иметь». Такой «убегающий горизонт» – мотор реформы, заключила эксперт.

См. также:

Реформа образования должна стать «вечным двигателем»
Российские ученики учатся ради школы, а не ради жизни
Российские вузы пытаются преодолеть границы
Уроки для педагогов

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 14 мая, 2013 г.