• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дружба между пилотами снижает безопасность полета

Отказ от сдельной оплаты труда пилотов и от использования стабильных комбинаций летчиков при полетах может повысить безопасность авиаперевозок. Исследование Антона Наконечного

Аспирант Высшей школы экономики Антон Наконечный свое исследование «Культура безопасности полетов российских авиакомпаний: организационные и социально-нравственные факторы формирования» представил на XIV Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ.

В 2011 году Россия стала самой опасной страной с точки зрения авиаперевозок. Безопасность полетов в России примерно в два раза ниже мировых показателей, свидетельствует статистика Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA). Если в мире одно авиапроисшествие приходится на 500 полетов, то в РФ – одно на 275 полетов.

Причиной 80% авиапроисшествий, как свидетельствует статистика Международной авиационной комиссии, является не технический, а человеческий фактор, то есть качество подготовки персонала и его работа. Антон Наконечный решил определить анализирует факторы, способствующие или препятствующие формированию позитивной культуры безопасности. Под культурой безопасности он подразумевает квалификационную и личностно-психологическую подготовленность всех участников полетов.

В исследовании использовались документы Международной организации гражданской авиации, базы данных авиационных происшествий, федеральные авиационные правила и Воздушный кодекс РФ, а также неструктурированные интервью с экспертами отрасли и опрос летного состава российских авиакомпаний.

Пилоты оказались ответственными романтиками

Наконечный создал портреты профессиональных групп – пилотов и бортпроводников. Для пилотов в структуре трудовой мотивации характерна важность доминирования содержательной составляющей труда над материальной (средняя зарплата пилота в РФ составляет 250-300 тысяч рублей). Также значимым фактором является общение с близкими по духу людьми. При этом в системе мотивации бортпроводников главный фактор – материальный. Общение с близкими по духу людьми – вторая по значимости профессиональная ценность. Возможность заниматься интересным и содержательным трудом, а также стабильность занятости – следующие по значимости ценности бортпроводников.

Рисунок 1. Трудовые ценности

 

Пилоты

Бортпроводники

Общение с людьми, близкими по духу

39,2% (3)

50,0% (2)

Перспективы карьерного роста

11,30%

16,70%

Возможность повышения квалификации

19,60%

16,70%

Возможность заниматься интересным и содержательным трудом

86,6% (1)

41,7% (3)

Достойная оплата труда

61,9% (2)

58,3% (1)

Признание моего труда со стороны коллег

14,40%

33,30%

Уверенность в занятости, стабильность работы

24,70%

41,7% (3)

Социальная значимость профессии

22,70%

8,30%

 Источник: А. Наконечный, 2013

На выбор профессии пилота повлияло романтическое представление о профессии, творческий характер работы и наличие семейных традиций: профессию пилота чаще выбирают те, у кого отец пилот. Бортпроводники же мечтали летать, прежде всего, понимая, что будут хорошо зарабатывать. В отличие от пилотов, бортпроводники нередко выбирали профессию под влияние жизненных обстоятельств.

Рисунок 2. Причины выбора профессии

 

Пилоты

Бортпроводники

Творческий характер работы

47,1% (3)

35,3% (2)

Романтичность профессии

59,8% (1)

35,3% (2)

Возможность достойно зарабатывать

41,20%

58,8% (1)

Престиж профессии

43,10%

29,40%

Семейная традиция

52,9% (2)

17,60%

Соответствие образования

18,60%

11,80%

Под влиянием жизненных обстоятельств

2,00%

35,3% (2)

 Источник: А. Наконечный, 2013

Оклад гарантирует безопасность

Среди факторов, которые препятствуют формированию культуры безопасности полетов, Антон Наконечный выявил два главных – сдельную систему оплаты труда и доминирование неделового типа отношений среди членов экипажа.

Сдельная система оплата труда вынуждает пилотов вести «гонку за налетом». Средняя доля постоянной части зарплаты пилотов в крупных российских авиакомпаниях составляет 30%. При этом 87% респондентов сказали при опросе, что хотели бы увеличить долю постоянной части своего заработка. Стремление соответствовать требованиям работодателя приводит к тому, что пилоты подчас жертвуют безопасностью. К примеру, при посадке уходят лишь на второй круг, а не на запасной аэродром или соглашаются вылетать в неблагоприятных погодных условиях.

Доминирование неделового, а дружеского типа отношений среди членов экипажа также снижает безопасность полетов. Ориентированные на дружеские отношения работники более склонны к таким явлениям как круговая порука и «дружеское» прикрытие. Они более лояльны к употреблению своими коллегами алкоголя за день до рейса.

Кроме того, в коллективах, ориентированных на дружеский тип отношений, преобладает авторитарно-патерналистский стиль управления, который дистанцирует второго пилота от процесса принятия решений. В такой системе отношений второй пилот редко делает замечания – подчас жизненно важные – командиру экипажа. Более целесообразен был бы партнерский тип отношений, при котором работники оповещают друг друга о совершенных ошибках и отклонениях.

Антон Наконечный делает вывод, что часто профессиональные стремление пилотов находятся в конфронтации с социальными и организационными условиями их трудовой деятельности. Для повышения безопасности полетов автор исследования рекомендует отказаться от сдельной оплаты труда пилотов, переведя их на оклад, и культивировать деловой тип взаимоотношений внутри экипажей, для чего уйти от практики слетавшихся экипажей.

 

Автор текста: Селиванова Мария Олеговна, 7 мая, 2013 г.