Аспирант Высшей школы экономики Антон Наконечный свое исследование «Культура безопасности полетов российских авиакомпаний: организационные и социально-нравственные факторы формирования» представил на XIV Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ.
В 2011 году Россия стала самой опасной страной с точки зрения авиаперевозок. Безопасность полетов в России примерно в два раза ниже мировых показателей, свидетельствует статистика Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA). Если в мире одно авиапроисшествие приходится на 500 полетов, то в РФ – одно на 275 полетов.
Причиной 80% авиапроисшествий, как свидетельствует статистика Международной авиационной комиссии, является не технический, а человеческий фактор, то есть качество подготовки персонала и его работа. Антон Наконечный решил определить анализирует факторы, способствующие или препятствующие формированию позитивной культуры безопасности. Под культурой безопасности он подразумевает квалификационную и личностно-психологическую подготовленность всех участников полетов.
В исследовании использовались документы Международной организации гражданской авиации, базы данных авиационных происшествий, федеральные авиационные правила и Воздушный кодекс РФ, а также неструктурированные интервью с экспертами отрасли и опрос летного состава российских авиакомпаний.
Наконечный создал портреты профессиональных групп – пилотов и бортпроводников. Для пилотов в структуре трудовой мотивации характерна важность доминирования содержательной составляющей труда над материальной (средняя зарплата пилота в РФ составляет 250-300 тысяч рублей). Также значимым фактором является общение с близкими по духу людьми. При этом в системе мотивации бортпроводников главный фактор – материальный. Общение с близкими по духу людьми – вторая по значимости профессиональная ценность. Возможность заниматься интересным и содержательным трудом, а также стабильность занятости – следующие по значимости ценности бортпроводников.
Рисунок 1. Трудовые ценности
|
Пилоты |
Бортпроводники |
Общение с людьми, близкими по духу |
39,2% (3) |
50,0% (2) |
Перспективы карьерного роста |
11,30% |
16,70% |
Возможность повышения квалификации |
19,60% |
16,70% |
Возможность заниматься интересным и содержательным трудом |
86,6% (1) |
41,7% (3) |
Достойная оплата труда |
61,9% (2) |
58,3% (1) |
Признание моего труда со стороны коллег |
14,40% |
33,30% |
Уверенность в занятости, стабильность работы |
24,70% |
41,7% (3) |
Социальная значимость профессии |
22,70% |
8,30% |
Источник: А. Наконечный, 2013
На выбор профессии пилота повлияло романтическое представление о профессии, творческий характер работы и наличие семейных традиций: профессию пилота чаще выбирают те, у кого отец пилот. Бортпроводники же мечтали летать, прежде всего, понимая, что будут хорошо зарабатывать. В отличие от пилотов, бортпроводники нередко выбирали профессию под влияние жизненных обстоятельств.
Рисунок 2. Причины выбора профессии
|
Пилоты |
Бортпроводники |
Творческий характер работы |
47,1% (3) |
35,3% (2) |
Романтичность профессии |
59,8% (1) |
35,3% (2) |
Возможность достойно зарабатывать |
41,20% |
58,8% (1) |
Престиж профессии |
43,10% |
29,40% |
Семейная традиция |
52,9% (2) |
17,60% |
Соответствие образования |
18,60% |
11,80% |
Под влиянием жизненных обстоятельств |
2,00% |
35,3% (2) |
Источник: А. Наконечный, 2013
Среди факторов, которые препятствуют формированию культуры безопасности полетов, Антон Наконечный выявил два главных – сдельную систему оплаты труда и доминирование неделового типа отношений среди членов экипажа.
Сдельная система оплата труда вынуждает пилотов вести «гонку за налетом». Средняя доля постоянной части зарплаты пилотов в крупных российских авиакомпаниях составляет 30%. При этом 87% респондентов сказали при опросе, что хотели бы увеличить долю постоянной части своего заработка. Стремление соответствовать требованиям работодателя приводит к тому, что пилоты подчас жертвуют безопасностью. К примеру, при посадке уходят лишь на второй круг, а не на запасной аэродром или соглашаются вылетать в неблагоприятных погодных условиях.
Доминирование неделового, а дружеского типа отношений среди членов экипажа также снижает безопасность полетов. Ориентированные на дружеские отношения работники более склонны к таким явлениям как круговая порука и «дружеское» прикрытие. Они более лояльны к употреблению своими коллегами алкоголя за день до рейса.
Кроме того, в коллективах, ориентированных на дружеский тип отношений, преобладает авторитарно-патерналистский стиль управления, который дистанцирует второго пилота от процесса принятия решений. В такой системе отношений второй пилот редко делает замечания – подчас жизненно важные – командиру экипажа. Более целесообразен был бы партнерский тип отношений, при котором работники оповещают друг друга о совершенных ошибках и отклонениях.
Антон Наконечный делает вывод, что часто профессиональные стремление пилотов находятся в конфронтации с социальными и организационными условиями их трудовой деятельности. Для повышения безопасности полетов автор исследования рекомендует отказаться от сдельной оплаты труда пилотов, переведя их на оклад, и культивировать деловой тип взаимоотношений внутри экипажей, для чего уйти от практики слетавшихся экипажей.