• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ребенок или работа

Перед женщинами традиционно остро стоит вопрос о трудоустройстве после рождения ребенка. Выйти на работу или посвятить себя материнству? Юлия Казакова в своем исследовании рассматривает, как на это решение влияет проводимая государством социальная политика

В своей работе «Влияние издержек ухода за ребенком дошкольного возраста на предложение труда женщин» исследователь Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ) ВШЭ Юлия Казакова в первую очередь называет материальные проблемы: если бы государство спонсировало расходы на детские дошкольные учреждения (ДДУ), то участие матерей на рынке труда увеличилась бы на 11,3%. Такие данные следуют из анализа влияния издержек ухода за детьми, потенциальной зарплаты матерей и дохода семьи на предложение труда женщины в России. Рост зарплат работающих мам в 2 раза привел бы к увеличению их численности на 24%.

В России с началом экономических реформ значительно сократилась помощь семьям. Сейчас правительство увеличивает пособия по беременности и родам, введена программа родовых сертификатов, за рождение второго и более детей семья получает материнский капитал. Все это помогает выжить молодым семьям, но не решает все финансовые проблемы. Семья вновь вынуждена возвращаться к вопросу о выходе матери на работу.

А одно из основных условий, необходимых для совмещения трудовой и семейной жизни – максимально свободный доступ к детским дошкольным образовательным учреждениям, число которых, начиная с 1990-х годов, сокращается.

Таблица 1. Детские дошкольные учреждения в России

ГодЧисло ДДУ, тыс.Количество детей в ДДУ, тыс.чел.Охват детей ДДУ (в % от численности детей соответствую-щего возраста)Число детей, приходящихся на 100 мест в ДДУЧисленность детей, стоящих на учете для определения в ДДУ, тыс. чел.
всегов городах и поселках городского типав сельской местности
1970655666,4-10510895-
198074,58149,1-10911397-
199087,99009,566,310811394-
200051,3426355818862238,2
2001504246,356,3839065Н. д.
200248,94267,357,4869267Н. д.
200347,84321,357,6889569Н. д.
200447,24422,657,7929972Н. д.
200546,74530,457,39510275966,4
200646,24713,258,399106791237,9
200745,74906,359,2105112841505,3
200845,65105,459,4105111861716,1
200945,35228,258,4106112881895
201045,15388-107113902144,8

Источники: «Российский статистический ежегодник» 2011 г., «Социальное положение и уровень жизни населения России» 2011 г., «Дети в России. 2009» 2009 г.

Эта тенденция обусловлена тем, что предприятия стали отказываться от социальной инфраструктуры (куда входят и дошкольные учреждения), передавая ее на баланс муниципалитетов. А из-за недостатка средств муниципалитеты были вынуждены закрывать часть дошкольных учреждений.

С 2000-х годов рождаемость начала увеличиваться, однако тенденция к дальнейшему сокращению количества дошкольных учреждений сохранилась. В 2000 г. количество действующих дошкольных учреждений составляло 51,3 тыс., в2010 г. – всего 45,1 тыс. До 2006 г. наблюдался избыток мест в дошкольных учреждениях, на 100 мест приходится 99 детей. Однако после 2006 г. количество детей стало превышать число мест в дошкольных учреждениях. В 2010 г. на 100 мест приходилось уже 107 детей, таким образом, сложился дефицит мест. Ясно, что при сохранении такой динамики ситуация с обеспеченностью детей местами в дошкольных учреждениях будет только усугубляться.

При этом Казакова отмечает, что подавляющее большинство детей начинают посещать ДДУ только после 3 лет. До этого возраста матери предпочитают доверить уход за ребенком родственникам.

Рисунок 1. Уход за детьми до 3-х лет

Источник: расчеты автора, RLMS-HSE, 2000-2010 гг.

Все меньше детей до трех лет посещают ДДУ и все чаще пользуются помощью родных. Эксперты видят причину этого явления в низком качестве предоставляемых услуг по уходу за ребенком (старение материально-технической базы, снижение уровня квалификации и старение кадров), территориальную и финансовую недоступность соответствующих учреждений.

Казакова подчеркивает, что многие исследования свидетельствуют: стоимость и качество услуг, предлагаемых ДДУ, напрямую влияют на решение женщин о выходе на работу. Отмечается также прямая зависимость между проводимой государством социальной политикой и женской занятостью.

Особо интересны данные о поведении женщин на рынке труда после рождения ребенка в разных странах. Так, например, во Франции имеет место длительное участие государства в семейном бюджете. Кроме всеобщего бесплатного дошкольного образования, правительство выплачивает пособия, субсидии, предоставляет налоговые льготы. Затраты семьи на ребенка сводятся к практически к нулю. Поэтому женщины не стремятся выйти на работу, с целью покрыть расходы на детей. В совокупности семейная политика Франции способствует совмещению работы и заботы о первом малыше и поощряет решение остаться дома, после рождения других детей.

Финансовая помощь правительства в воспитании детей очень важна для любой семьи, но подход к этой проблеме должен быть целенаправленным. Если ставится цель создать условия для совмещения воспитания детей и трудовой деятельности, необходимо открывать новые ДДУ, повышать уровень их услуг, бороться с дискриминацией при приеме на работу среди женщин с детьми дошкольного возраста.

 

30 апреля, 2013 г.