• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

С ростом доходов средний класс все больше думает о стране

«Нижний» средний класс сосредоточен на семье. «Верхний» – ориентирован на изменение общества. С подъемом уровня социального самоопределения у среднего класса меняется мотивация общественной активности. Исследование Аллы Купрейченко

Ведущий научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ Алла Купрейченко представила свое исследование «Проблемы детерминации общественной активности россиян» на XIV Апрельской научной конференции ВШЭ.

А. Купрейченко исходит из того, что психологические факторы социальной активности так или иначе преломляют влияние социально-экономических. Результат этого преломления – «субъективный экономический статус» человека и его социальное самоопределение.

Для анализа использовались данные «Мониторинга состояния гражданского общества» НИУ ВШЭ (2012), а также эмпирического исследования с участием 397 респондентов из Москвы и Московской области в возрасте от 17 до 69 лет. Им задавали вопросы по самооценке экономического статуса, социальной активности, удовлетворенности различными сферами жизни и т.д.

«Драйверы» социальной активности

Человек включается в общественную активность по доброй воле, а значит, психологические факторы в любом случае опосредуют влияние всех остальных. Купрейченко выделяет три внешних и один внутренний «стимулятор» общественной активности.

К внешним относятся:

  1. Экономические факторы: уровень ВВП на душу населения, стратификация населения по доходам; динамика экономического развития и т.д.;
  2. Социальные и правовые факторы: уровень развития социальных институтов, законодательное регулирование общественной активности, принадлежность к определенной социально-демографической группе;
  3. Этнокультурные и религиозные факторы: менталитет различных сообществ, традиции форм общественной активности.

Внутренний «стимулятор» – психологический. Это доверие и отношение к другим людям, осознание своего места в обществе и гражданская позиция, а также нравственность, оптимизм и осведомленность о формах общественной активности.

Очевидно, что внешние и внутренние факторы могут и сдерживать общественную активность. Так, препятствием к ней служат неразвитость социальных институтов, утрата традиций и кризис экономики. Психологические корни общественной «апатии» – мизантропия, эгоизм, слабое социальное доверие и боязнь неодобрения со стороны окружающих.

Портрет социально активного среднего класса

В России трудно быть общественно активным человеком, сослалась А. Купрейченко на выводы исследования И. Мерсияновой и Л. Якобсона (2007) Однако средний класс, вопреки этим трудностям, «позитивно относится к социальной активности», подчеркнула она в своем выступлении.

К «нижнему» среднему классу причисляют себя 36% респондентов, к «среднему» среднему классу – 56%, «высшему» среднему классу – 4%. Таковы данные массового опроса населения по общественной активности, проведенного недавно Центром исследования гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ. В «высшей» подгруппе больше мужчин, молодежи 18-30 лет и меньше людей старше 46 лет. «Средний» средний класс отличается от других групп, скорее, по образовательному признаку: там больше людей с высшим образованием. Чем выше статус, тем чаще респонденты пользуются интернетом (в «нижней» группе это делают почти ежедневно 25%, в «средней» – 40%, в «высшей» – 53%).

Для «нижнего» среднего класса менее значимы права и свободы граждан, включая право на труд, образование и хорошо оплачиваемую работу по специальности, но более важно право на социальное обеспечение в старости и бесплатную медицинскую помощь.

«Высший» средний класс, очевидно, более удовлетворен жизнью. Он считает, что сегодня права и свободы соблюдаются в России лучше, чем 2-3 года назад (8%, 15%, 21%). Он отмечает улучшения в науке, культуре, здравоохранении и социальном обеспечении. «Верхняя» прослойка среднего класса чаще испытывает гордость за свою страну и ожидает улучшения жизни в ней и реже говорит о том, что в России неизбежны острые социальные конфликты.

В целом с повышением субъективного экономического статуса у среднего класса растет доля тех, кто:

  • относит себя к людям, способным объединяться с другими ради совместных целей (56%, 68%, 75% соответственно)
  • в течение последнего года организовывал коллектив для решения своей или чужой проблемы (4%, 6%, 10%)
  • считает, что сейчас в России права граждан на создание самостоятельных обществ и объединений, отстаивающих их интересы, реализуются удовлетворительно (28%, 34%, 39%)
  • удовлетворительно оценивают вклад общественных организаций и НКО в решение социальных проблем в России (34%, 46%, 49%)
  • считают, что общественные и некоммерческие организации должны помогать властям в их начинаниях (12%, 15%, 28%) (см. табл. 1).

Кроме того, представители «верхнего» среднего класса лучше осведомлены об общественных инициативах в своем городе, добавляет А. Купрейченко.

«Золотая середина» среднего класса больше склонна к локальной деятельности. Она опережает другие подгруппы по частоте ответа: «В течение последнего года участвовал в субботниках, благоустройстве подъезда, двора, города (села)» (24%, 29%, 25%).

Таблица 1. Ответы на вопросы об общественной активности у подгрупп среднего класса (% от выборки)

Вариант ответаПодгруппы среднего класса
«нижняя»«средняя»«верхняя»
Если говорить об окружающих людях, среди них сегодня больше согласия, сплоченности506275
Я отношу себя к людям, готовым объединяться с другими людьми для каких-либо совместных действий, если их идеи и интересы совпадают566874
Сейчас среди окружающих меня людей готовность помогать друг другу встречается часто343344
В течение последнего года участвовал в субботниках, мероприятиях по благоустройству подъезда, двора, города (села, посёлка)242926
В течение последнего года организовывал коллектив для решения своей или чужой проблемы4610
Сегодня в России права граждан на создание самостоятельных обществ, союзов, объединений, представляющих и отстаивающих права и интересы граждан, реализуются удовлетворительно283439
Не знаю и не слышал ни о каких общественных, некоммерческих организациях  и инициативах в нашем городе (селе, посёлке)221813
Я доверяю всем общественным, некоммерческим организациям и инициативам 8814
Общественные, некоммерческие организации и инициативы должны помогать властям в их планах и начинаниях121528
Власти должны создавать благоприятные условия для деятельности всех без исключения общественных, некоммерческих организаций и инициатив182431
Сейчас государство занимает правильную позицию в отношении общественных, некоммерческих организаций и инициатив202336
В целом удовлетворительно оцениваю сегодня вклад общественных, негосударственных некоммерческих организаций в решение социальных проблем в нашей стране344649

Психологический срез социальной активности

Ранее уже было установлено, что причисление себя к «нижней», «средней» или «верхней» подгруппе среднего класса связано с различиями по многим переменным социального самоопределения (Купрейченко, Моисеев, 2008). В числе этих переменных – значимость разных сфер жизни и удовлетворенность ими; ценности; цели и оценка собственных возможностей их достижения.  

Анализ показал, что с ростом субъективного экономического статуса у представителей среднего класса мотивация и направленность общественной активности трансформируется от личной (семья) к общественной (работа, общество, страна).

  1. Представители «нижнего» среднего класса сосредоточены на семье. Ради нее они преодолевают сложные внешние условия и пытаются улучшить свое социальное положение.
  2. «Средний» средний класс стремится сохранить statusquo. Его общественная активность проявляется в работе.
  3. «Верхний» средний класс ориентирован не только на личные интересы (самореализацию), но и на благополучие страны. «Их социальная активность направлена на изменение общества», – отметила Купрейченко. Среди респондентов этой группы больше всего тех, кто считает себя социально активным, – 76%.

Социальная активность: от отстраненности до демонстративности

Для глубокого анализа психологической детерминации социальной активности были выделены 4 типа социального самоопределения городского среднего класса. Критерием выделения типов выступила значимость различных направлений жизнедеятельности (рис. 1).

Рисунок 1. Различия типов социального самоопределения по критерию значимости сфер жизни и направлений жизнедеятельности

 

1 – Тип «Ориентированный на семью», 2 – Тип «Отстраняющийся от общества», 3 – Тип «Ориентированный на статус», 4 – Тип «Демонстративный».
Источник: А. Купрейченко «Проблемы детерминации общественной активности россиян»

Полученные психологические типы различаются по интенсивности и направленности  социального самоопределения.

  1. Социальное самоопределение первого типа ориентировано на семью. Почти все респонденты этого типа отметили максимальную значимость этой сферы жизни. Для них также важны безопасность и охрана правопорядка в обществе – только в этом случае их близким ничто не угрожает. Этот тип фактически аполитичен.
  2. Социальное самоопределение второго типа – отстранённость от общества. Это своеобразный механизм преодоления сложных ситуаций. «По всей вероятности, эти респонденты, скорее, приспосабливаются к условиям общества, нежели активно отстаивают своё место в нём», – отмечает Купрейченко.
  3. Социальное самоопределение третьего типа ориентировано на материальный достаток и высокое социальное положение. Успех в жизни трактуется как повышение социального статуса и высокий заработок. Культура и нравственное самосовершенствование, по мнению представителей этого типа, могут мешать добиваться успеха (именно в таком – сугубо материальном – его понимании).
  4. Социальное самоопределение четвёртого типа – «демонстративная выраженность» социальной активности. С одной стороны, социальные ценности для этого типа более значимы, чем для остальных. С другой стороны, значимость части сфер жизни для этого типа ниже, чем для других типов. Например, семья важна для представителей этого типа чуть меньше, чем для «домашнего» и «аполитичного» первого типа.

А. Купрейченко также дает ряд демографических «штрихов» к портрету социально активного среднего класса. Так, например, среди «отстраненных» респондентов (16% опрошенных) преобладают мужчины – их три четверти. Среди представителей «демонстративного» типа (34%) больше молодых людей до 35 лет. Исследователь объясняет это тем, что у молодежи процесс социального самоопределения идет иначе, чем у зрелых людей. Молодые люди активно ищут своё место в мире и пробуют для этого разные жизненные стратегии.

Особое место занимает первый тип социального самоопределения (16%). «Примерно равное соотношение мужчин и женщин, молодых и зрелых, говорит о том, что «семейные ценности» носят универсальный характер, хотя и не слишком популярны в настоящее время», – заключает Купрейченко.

См. также:

Мерсиянова И.В., Якобсон Л.И. «Общественная активность населения и восприятие гражданами условий развития гражданского общества». М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007
Мерсиянова И.В. Мониторинг состояния гражданского общества в России: возможности реализации и перспективы развития//Гражданское общество в России и за рубежом. - 2011. - №1
Тихонова Н.Е., Мареева С.В. Средний класс: теория и реальность. М: Альфа-М, 2009.
Городской средний класс в современной России. Аналитический доклад Института социологии РАН, М., 2007.
Средний класс уже софинансирует образование и медицину
Социальная сфера в поиске денег и идей
От чего зависит протестная активность

Полный текст доклада А. Купрейченко

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 29 апреля, 2013 г.