Аспирант кафедры экономической социологии Наталья Фирсова свой диссертационный проект посвятила анализу факторов, влияющих на выбор способа покупок. Она представила его на семинаре серии «Социология рынков» Лаборатории экономико-социологических исследований (ЛЭСИ) НИУ ВШЭ.
Сейчас, по данным Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), 64,4 млн человек или 55% взрослого населения РФ пользуются интернетом. Россия занимает первое место в Европе и шестое место в мире по количеству интернет-пользователей. Проникновение интернета во всех федеральных округах России превысило 50%.
Согласно мониторингу домохозяйств RLMS-HSE, имеют дома компьютер 59% населения России, а подключение к Интернету – 46%. Но, несмотря на то, что число интернет пользователей в РФ в последние годы неуклонно растет, количество людей, совершающих покупки в сети, остается небольшим, отмечает Фирсова.
Чаще всего в Интернете пользователи общаются: посредством чатов, блогов, форумов, социальных сетей, сайтов знакомст и электронной почты – об этом рассказали 30% опрошенных. Просмотр и скачивание изображений, музыки, фильмов, текстов интересует 28% пользователей, а поиск информации о товарах и услугах – 27%. Несмотря на то, что поиск информации о товарах и услугах был в числе наиболее популярных, покупки посредством интернета, включая бронирование билетов, гостиниц и заказ туристических путевок, совершали всего 11% населения.
Обычно экономика потребления рассматривается через призму цен, располагаемого дохода и рациональности. Для изучения новой потребительской практики – шопинга в сети – Фирсова попыталась выделить факторы (предикторы), влияющие на потребительское поведение россиян, которые используют Сеть, в том числе, и для интернет-шопинга. Автор исследования предложила использовать инструменты теории диффузии инноваций. Эта теория стремится объяснить как, почему и с какой скоростью новые идеи и технологии распространяются в разных культурах. Инновационными в ней считаются практики, которые появились в последние два десятка лет и которыми овладели не более 16% населения.
Фирсова предположила, что на решение о покупках именно в Сети могут влиять как индивидуальные социально-демографические характеристики, так и составляющие lifehistoryperspective: накопленный социальный капитал (образование, профессия, связи по месту жительства), вовлеченность в практики, стимулирующие когнитивные способности (способность к чтению и обучению), материальные и нематериальные ресурсы (знания, свободное время). Также могут иметь значение регион или тип поселения, где живет онлайн-покупатель.
Вовлечение в виртуальный шопинг – это инновационная практика, которая тесно связана с социальным капиталом. Узнать о возможности покупок в сети можно от знакомых людей. Места, где зарождаются такие знакомства – это школа, вуз, работа и место проживания. С появлением интернета социальные связи людей перестали рваться даже при смене места проживания или работы.
Увеличивающиеся соцсвязи по работе или в процессе учебы наиболее инструментальны для получения информации, которой индивид еще не владеет, говорит Фирсова. Это потенциал для освоения инноваций. А смена социальных связей свидетельствует о наличии опыта «разрыва» с одним набором практик и освоения другого набора практик. Таким образом, расширение связей способствует развитию универсальных способностей к адаптации и обучению.
Впрочем, мало добыть через широкие социальные связи новую информацию, например, о возможности интернет-шопинга. Эту информацию еще нужно освоить, обработать и овладеть новыми технологиями. Такая деятельность подразумевает определенный уровень когнитивных способностей. Это значит, что вовлеченность в такие практики как чтение и обучение способствуют освоению инновационных практик, отметила автор исследования.
Шопинг в магазинах и бутиках является конкурентом покупкам в интернете, но много работающие и зарабатывающие люди имеют совсем немного времени на поход по магазинам. Такой феномен недемонстративного потребления характерен для стран с либеральной рыночной экономикой, говорится в иследовании. Таким образом, свободное время – это фактор, который также влияет на частоту покупок в Сети. К тому же он позволяет сэкономить время на дорогу до магазинов, а также дает возможность небогатым потребителям купить товары по более низкой стоимости, потратив время на сравнение цен и поиск скидок.
Интернет-шопинг не ограничен локально, и знание иностранных языков также позволяет использовать больше сайтов интернет-магазинов. Кстати, первый товар, который можно было купить в интернете еще в 90-е годы – это книги. Их продажа в Сети была налажена в США, то есть знание английского языка было необходимым условием.
На распространенность интернет-шопинга влияет внешний контекст, то есть развитая интернет-инфраструктура, доступность интернета в общественных местах, например, в кафе, на почте, на работе и в домах друзей. Также важно отсутствие законодательного запрета или существенных ограничений электронной коммерции, говорится в докладе. Многообразие провайдеров и невысокие цены за пользование интернетом также могут иметь значение.
В результате исследования были установлены основные характеристики, присущие российскому интернет-покупателю: профессиональная мобильность, наличие высшего образования, склонность к самообразованию, любовь к чтению, знание иностранных языков и проживание в столице.
Возраст имеет значение: чем старше покупатель, тем чаще он предпочитает покупки в обычных магазинах. Более ранние исследования показывали, что у интернет-шопинга женское «лицо», однако свежие данные, которые использовала Н. Фирсова, показывают, что пол при выборе способа совершения покупок роли не играет: и мужчины, и женщины стремятся делать покупки в Сети с одинаковой частотой. Исчезновение гендерного фактора при совершении покупок в интернете исследователь объясняет изменением характера шопинга: он стал «невидимым», «непубличным», что позволило освободить процедуру покупок от гендерных ограничений.
Коэффициенты показателей образовательной и географической мобильности (то есть показатель частоты смены того и другого) оказались также статистически не значимы в расчетах. Значит, эти факторы мало влияют на выбор предпочтения способа покупок.
См. также:
Полный текст доклада Н. Фирсовой «Предикторы инновационных потребительских практик: освоение интернет-шоппинга в российских домохозяйствах»
Сервисы групповых покупок в России: аудитория и направления развития
Захват российских территорий: новая конкурентная ситуация в розничной торговле
Ильин В.И. Потребление как дискурс
Россияне чаще отдают предпочтение интернет-магазинам
* принадлежит компании Meta, признанной в России экстремистской организацией.