• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Блогосфера демонстрирует живучесть

Социальные сети устойчивы к удалению влиятельных блогеров. В случае если оттуда уйдут люди, собирающие вокруг себя большие виртуальные аудитории, это слабо повлияет на характер и силу имеющихся сетевых связей

Политические протесты кормят социальные сети

Политический всплеск в России в конце 2011 года спровоцировал рост числа новых блогеров в сети и активности уже имевшихся. Один из наиболее популярных ресурсов блогосферы Живой Журнал (ЖЖ) насчитывал весной 2011 года 27 000 политически активных блогеров. В период с осени 2011 до лета 2012-го их количество выросло почти в десять раз – до 210 000.

К лету 2012 года политически активные блогеры занимали 38% от числа всех активных аккаунтов, против 13% осенью 2011. Весь объем ЖЖ, по данным исследования, составляет 2,5 млн зарегистрированных пользователей, из них активных – 550 тыс.

Об этом рассказал на семинаре «Анализ социальных медиа», организованном научно-учебной группой «Сетевые методы и модели в анализе текстовой информации» ВШЭ старший научный сотрудник Института проблем управления РАН Дмитрий Губанов. На семинаре он поделился результатами наблюдений «Лаборатории цифрового общества» своего института.

Лаборатория исследовала процессы, происходившие в русскоязычном LiveJournal с 11 ноября 2011 года по 29 июля 2012 года. Главный критерий, по которому блоги оценивались как политически активные – упоминание в тексте фамилий Путин и (или) Медведев. Выяснилось, что характер обсуждений Путина и Медведева отличается, как качественно, так и количественно. Авторов, пишущих исключительно о Путине на тот период в 2,37 больше. При этом обсуждения Медведева носят импульсный характер, а Путина обсуждают постоянно и сами обсуждения двух политиков в связи с тем или иным событием отличаются по длительности. Путина обсуждают в среднем в течение 20 дней, а Медведева – в течение 4-5 дней.

Сети и СМИ

Авторы исследования пришли к выводу, что существует весьма небольшая доля СМИ, популярных среди блогеров и влиявших на их активность в период протестных настроений. В первую тройку входят Лента.ру, РИА Новости и Эхо Москвы. Более половины популярных в среде блогосферы сайтов (55%) – это оппозиционные СМИ. При этом в обсуждениях с упоминанием Путина цитируется больше источников либеральной направленности, чем в упоминаниях Медведева.

Исследователи выявили три ресурса, которые имеют мгновенную (с задержкой в 0 суток) цитируемость в блогосфере: gazeta.ru, ria.ru и коmmersant.ru. «Эти ресурсы поставляют наиболее актуальную или интересную информацию о событиях, либо имеют существенное влияние на политически активные группы блогеров», – предполагают авторы исследования.

Распад невозможен

В блогосфере отсутствует группа или кластер явных сторонников власти. К такому выводу пришли авторы в ходе классификации 300 наиболее популярных блогеров по рейтингу ЖЖ и Яндекса. Они выявили три характерных кластера. 158 блогеров оказались в группе «политическая норма» – нейтральные, консервативно настроенные или находящиеся на балансе «идеологических крайностей». 99 и 69 блогеров отнесены к группам «умеренно оппозиционный» или «резко оппозиционный» соответственно. При этом авторы выяснили, что с конца 2011 года постепенно происходил спад влияния радикальных групп блогеров, как оппозиционных, так и лояльных и усиления влиятельности умеренных.

В ходе исследования авторы попытались выяснить, как влияет на блогосферу удаление наиболее популярных блогеров. «Мы взяли всю сеть и стали одного за одним "удалять" популярных блогеров, начиная с Навального», – рассказал Дмитрий Губанов. Оказалось, что удаление небольшого числа наиболее значимых узлов приводит к образованию большого числа несвязанных групп.

Но эти группы по своему размеру малы, наибольшая группа, как показали эксперименты, проведенные в ходе исследования, остается связанной. По словам Губанова, сложно добиться того, чтобы сеть распалась на какие-то изолированные устойчивые компоненты. «Всегда существуют обходные пути распространения информации и свои мини-навальные, которые готовы подхватить знания», – считает докладчик. «Таким образом, блогосфера устойчива к последовательному и целенаправленному удалению наиболее популярных блогеров», – говорится в исследовании.

С презентацией Д. Губанова можно ознакомиться здесь

 

Автор текста: Селина Марина Владимировна, 26 апреля, 2013 г.