• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Процент смертности дружит с процентом алкоголя

В год Россия теряет около полумиллиона жизней «в связи с алкоголем». Распространение пьянства во многом определяется бедностью, низкой культурой, дешевизной спиртного, пристрастием к водке и нелегальным алкогольным рынком. Доклад Александра Немцова

Рост алкоголизма и рост смертности идут синхронно

Антиалкогольная кампания второй половины 1980-х спасла в стране больше  миллиона жизней, рассказал руководитель отдела информатики и системных исследований Московского НИИ психиатрии Александр Немцов, представляя свой доклад в Институте демографии НИУ ВШЭ. Тогда наблюдалось явное снижение общей смертности – почти все «классы смертей сделали рывок вниз» в 1985 г.: «Это свидетельство того, насколько сильно алкоголь вжился в российскую действительность».

Рисунок 1. Общее число смертей в России в 1965-2002 гг.

 

Источник: презентация А. Немцова

В России потребление алкоголя составляет 12-13 л на душу населения в год. Очевидно, что это огромная цифра. В Великобритании и Финляндии этот показатель – немногим больше 8 л, в США и Канаде – примерно 7 л, в Норвегии – меньше 5 л на душу населения.

По данным эксперта, в прямой и косвенной связи с алкоголем в России умирают в год 350 тыс. мужчин и 135 тыс. женщин. Это отравления спиртным, спровоцированные пьянством сердечно-сосудистые болезни, убийства и самоубийства. С алкоголем связана каждая четвертая смерть в России, подсчитала Общественная палата в 2009 г в докладе «Злоупотребление алкоголем в Российской Федерации: социально-экономические последствия и меры противодействия».

У женщин злоупотребление спиртным вносит основной вклад в «сердечно-сосудистые смерти и диагнозы», у мужчин – в гибель от внешних причин (на втором месте – также болезни сердца и сосудов;).

Рисунок 2. Общая и связанная с алкоголем смертность (средняя для 1980-2001 гг.)

 

Источник: презентация А. Немцова

С пиками потребления алкоголя синхронизируются пики общей смертности, гибели от самоубийств и смертей от инфарктов и инсультов, детализировал Александр Немцов. Есть и соответствие между пьянством и смертельными дорожными травмами.

Рисунок 3. Связь причин смертности с потреблением алкоголя

  

Источник: презентация А. Немцова

Алкогольная и другие классы смертности «пошли вверх» в начале 1990-х, после запуска рыночных реформ, подчеркнул Немцов. Тогда во многом сыграл роль свободный доступ к алкоголю. Кульминация этого взлета пришлась на 1994-1995 годы. К дефолту 1998 года алкоголизм и смертность несколько снизились, а затем «пошел новый рост потребления алкоголя».

Гендерное соотношение смертей от отравлений алкоголем со второй половины 20-го века менялось (например, от 1 мужчины на 6 женщин до 1 мужчины на 4 женщины). Горбачевская антиалкогольная кампания частично повысила долю мужской смертности от отравлений спиртным. Это можно объяснить тем, что «мужчины были более активны в добыче алкоголя в этих трудных для пьяниц условиях, поэтому они стали умирать чаще», считает Немцов. «Пик отравлений алкоголем обычно приходится на возраст 40-50 лет», – уточнил он.

Согласно ряду социологических исследований, отметил эксперт, среднестатистический пьяница – это мужчина средних лет, живущий в селе (или маленьком городе), часто безработный или с низким заработком.

Бедность и необразованность – частые спутники алкоголизма

«Бедность в значительной мере определяет алкогольные ужасы», – подчеркнул докладчик. Люди среднего достатка, по некоторым подсчетам, пьют почти вдвое меньше бедных (см.). Опросы наркологов и участковых милиционеров выявили еще более разительный контраст: средний класс пьет почти втрое меньше бедных.

Рисунок 4. Соотношение доходов населения и потребление алкоголя

Источник

В целом алкогольная летальность отражает «неблагополучие социальной среды», отметил Александр Немцов. «Алкогольная смертность зависит и от характера питания, медицинского обслуживания, отношения к своему здоровью, ценности человеческой жизни», – пояснил он. У развитых стран есть явные различия в потреблении алкоголя, а продолжительность жизни отличается не так существенно.

Низкий уровень образования и культуры – также один из составляющих факторов алкогольной смертности. «Больше всего пьют люди с неполным средним образованием», – заметил эксперт. Среди них больше всего запойных пьяниц, любителей суррогатов и пациентов диспансеров.

Рисунок 5. Алкогольная смертность и образование

 

Источник: D.Leon  et  al. (Lancet, 2007)

Дешевизна алкоголя подхлестывает пьянство

В России одни из самых низких в Европе цен на спиртное, причем «водочный» алкоголь – самый дешевый, и это тоже один из факторов пьянства. В 1990-е годы (на которые, как уже говорилось, пришлась одна из кульминаций алкоголизма) росли цены на продукты питания и на спиртное. Однако цены на алкоголь ползли вверх медленнее и намного меньше, чем на еду. 

При этом «доступность алкоголя в стране растет», добавил Александр Немцов. По его данным, в 1972 году на среднюю зарплату можно было купить 35 пол-литровых бутылок водки, в 1990 г. – 38, а в 2000 г. – уже 57. Дальше этот показатель резко растет вверх: в 2003 г. он составлял 110, а в 2006-м – 135 пол-литровых бутылок.

В России любят крепкий алкоголь

Российская привычка пить крепкое спиртное также повышает алкогольную смертность. Не случайно Всемирная организация здравоохранения призвала переориентировать население на слабый алкоголь и употребление спиртного в малых дозах.

В целом «в связи с глобализацией произошла унификация потребления напитков», отметил Александр Немцов. Во Франции, где раньше предпочитали вино, стали пить больше пива. Его популярность растет и в странах Скандинавии, где раньше была выше доля крепких напитков.

В России примерно 75% всего потребляемого спиртного – крепкий алкоголь. Доля потребления вина «ничтожно мала», доля пива – явно меньше, чем, например, в Великобритании, Германии, Финляндии (см.), однако она все же немного растет. Впрочем, пиво остается преимущественно «городским» напитком – для жителей села оно слишком дорого, уточнил эксперт.

Рисунок 6. Соотношение напитков в структуре потребления

 

Источник: презентация А. Немцова

При этом доля трат на спиртное в семейном бюджете россиян, по данным Росстата на 2008 г. сопоставима с долей трат на мясные продукты. 

Еще одна беда – нелегальный алкоголь, производство которого держится на коррупции, подчеркнул Александр Немцов. Он во многом занял место самогона. Речь идет о напитках, сделанных на легальных заводах в «третью смену». После двух смен положено опечатывать производство алкоголя. На деле «пломбы передаются нелегальным производителям», пояснил докладчик.

«Подпольный» алкоголь не облагается акцизами и стоит в 3-4 раза дешевле. «Дешевизна – значит, доступность, значит, большее потребление и отрицательные последствия», – добавил Немцов.

Как бороться с пьянством

Александр Немцов перечислил цели алкогольной политики, которые в его представлении приостановят эпидемию пьянства.

  1. Подавление нелегального производства и продажи спиртных напитков (применять санкции к производителям и продавцам).
  2. Запрет продажи спиртных напитков подросткам (лишать лицензий не только продавцов, но и торгующие организации).
  3. Создание учреждений закрытого типа для алкоголиков, а также реабилитационных учреждений для больных после принудительного лечения.
  4. Обучение медработников первичного звена выявлению людей, злоупотребляющих алкоголем.
  5. Наладить противоалкогольное образование учащихся, в том числе в СМИ, особенно по телевидению.

Сейчас борьбу с пьянством серьезно осложняет то, что «социальный контроль в современном анонимизированном обществе утрачен», прокомментировал замдиректора Института демографии Сергей Захаров.

Исторический контекст

В царской России самый высокий уровень потребления алкоголя пришелся на 1864 год – 6 л на душу населения, рассказал Александр Немцов. После отмены крепостного права в 1861 году немалая часть крестьян ушла в город, а мигрировавшие всегда «пьют больше». Было много спиртопроизводящих заводов, цены на алкоголь упали, добавил эксперт. 

После этого всплеска потребление алкоголя не выходило за пределы 5 л на человека в год, а при реформаторе Сергея Витте (рубеж XIX-XX вв.) пошло дальнейшее снижение этого показателя. Правда, в конце XIX века потребление алкоголя немного «подскочило» после очередного витка урбанизации.

Еще один пик потребления спиртного – революция 1917 года, продолжил эксперт. Однако, по его словам, «большевики быстро свернули пьянство». Впрочем, уточнил директор Института демографии Анатолий Вишневский, не стоит забывать, что на заре индустриализации «продажи алкоголя были для государства важным источником инвестиций».  

Накануне Великой Отечественной войны потребление алкоголя на душу населения составляло лишь 1,9 л в год, «примерно с тем же показателем и закончили войну», отметил Александр Немцов.

В 1960-е годы пошел рост потребления алкоголя – из-за появления у людей большего количества свободного времени после научно-технической революции. Сыграли роль и деньги, наметился «некоторый достаток». В Европе в этот период также пошел алкогольный бум – из-за изменения социального положения людей, добавил эксперт. В целом колебания потребления алкоголя и «мотивацию выпивки» предстоит изучать подробнее, заключил Александр Немцов.

Презентация к докладу А. Немцова

См. также:

Бедность приносит недуги
Кризис смертности
Бедность и распад семьи не влияют на демографию
Немцов А.В., Андриенко Ю.В. Оценка индивидуального спроса на алкоголь. Консорциум экономических исследований и образования. Серия «Научные доклады». № 05/10. М. 2005. Эта же статья на английском языке 

 

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 23 апреля, 2013 г.