• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Играть на фобиях россиян все сложнее

Манипулировать в политических целях фобиями россиян все более сложно. И не потому что количество потенциальных врагов уменьшается: происходит дифференциация общества, и у каждой группы появляются свои объекты ненависти

Проблема расщепления образа врага в массовом сознании обсуждалась на круглом столе Фонда «Либеральная миссия» и НИУ ВШЭ «Культура ненависти. Принцип гарантированного взаимного уничтожения народа и стратегия номенклатуры».

Размножение групп

Как заявил политолог Дмитрий Орешкин, в России прослеживается тенденция разделения общества на различные группы в зависимости от приверженностей к разным ценностям. Более актуальным это стало после волны массовых политических протестов в 2011-2012 гг.

Где линии раскола в российском обществе и насколько они реальны? По мнению заместителя главного редактора журнала «Знамя», литературоведа Наталии Ивановой «сейчас идет тяжелый процесс перехода от автократии к демократии». Она считает, что в обществе нарастает раскол и складывается революционная ситуация.

Тем не менее, вопрос наличия ненависти разных групп по отношению друг другу спорный. «Социологические исследования не дают основания считать, что в России имеет место некий всплеск ненависти», – заявил руководитель отдела социокультурных  исследований «Левада-центра» Алексей Левинсон. Согласно исследованиям «Левада-центра», в 1999 году 37% россиян заявляли о чувстве озлобленности и агрессии по отношению к окружающим, в 2012 количество респондентов с подобным мироощущением снизилось до 18%. Но, при этом, как рассказал эксперт, в два раза среди россиян выросло ощущение усталости и опустошенности.

Опасность символического единства

Тем не менее, проблема ненависти в российском обществе актуальна, считает Левинсон. «На протяжении жизни всего лишь одного поколения, в последние 20 лет, произошла серьезная дифференциация российского общества. Не выработались адаптивные механизмы. Поэтому есть некая тяга к символическому единству. И на этом фоне можно эксплуатировать образ врага», – считает эксперт. По его мнению, пока не все «сырье» ксенофобии и прочих фор негативизма исчерпано и потрачено. «Можно еще продолжать разгонят волны», – заметил Левинсон. При этом если сейчас раскол может наблюдаться на почве межнациональной неприязни, потенциал религиозной составляющей ненависти еще не раскрыт и не задействован, считает эксперт.

Однако фобии россиян по отношению друг к другу не так просто использовать. «На фоне диверсификации общества растет культурное многообразие, а растущим количеством групп манипулировать сложнее. Ненависть в таком случае должна быть разнообразной», – поделился своими соображениями политолог, профессор НИУ ВШЭ Эмиль Паин. Но он согласен, что уровень ксенофобии, в том числе, на национальной почве, в обществе нарастает. Власть в этой ситуации, по его мнению, оказалась в сложном положении. С одной стороны, она может опереться на русский национализм, а с другой, в таком случае есть опасность разрушить целостность страны.

 

Автор текста: Селина Марина Владимировна, 19 апреля, 2013 г.