• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Коррекция политики или рецессия

Оживить российское хозяйство способна коррекция экономической политики. Если ее не произвести, эту функцию оздоровления возьмёт на себя ползучий кризис. Круглый стол «Экономика России: как добиться роста ВВП?»

В 2013 году рост ВВП в России явно замедлился. По расчетам Минэкономразвития, в первом квартале в расчете год к году он составил 1% ВВП, тогда как год назад был 3,4% ВВП. Если темпы роста экономики будут такими же, как в первые два месяца, то рост за год составит лишь 1,7% ВВП.

«Просто так это замедление не преодолеть. Нужна коррекция проводимой экономической политики», – говорит замдиректора института «Центр развития» НИУ ВШЭ Валерий Миронов. Нужна не отраслевая политика, а политика стимулирования тех секторов, которые гораздо более успешно развиваются в экономиках с нашим уровнем ВВП, но не сырьевых, подчеркнул он. Это, прежде всего, отрасли, страдающие от снижения цен на импорт: машиностроение, отрасли, обрабатывающие сырье.

Стимулированию экономики способствовало бы уменьшение Резервного фонда, а также хеджирование рисков. «Например, можно страховать экспортную выручку на рынках опционов. Или использовать в бюджетном правиле цены не за прошлые пять лет, а попробовать предсказать ее на пять лет вперед», – предлагает Миронов.

Он также предложил ограничить возможности для заимствования госкомпаниями зарубежом, разрешив брать им только те кредиты, которые привязаны к динамике цен на сырьевых рынках. Найти такие кредиты будет сложнее, что, может быть, и хорошо.

Конкуренция способствует росту

Тревожные сигналы для российской экономики нарастают, считает профессор Российской экономической школы Константин Стырин. «Мы вышли на исторический максимум загрузки мощностей – порядка 80%. Аналогичные значения были в 2007-2008 году, после чего мы сильно упали. Другой показатель, норма безработицы – 5% тоже находится на историческом, только минимуме», – говорит эксперт. При этом РФ необходимо наращивать производительность труда: сейчас она составляет около 30% от уровня США. С начала 2000-х годов она выросла на 10%. Производительность труда может вырасти за счет прихода инвесторов в те отрасли, где она необоснованно низка. «Там можно будет извлечь максимальную прибыль», – прогнозирует Стырин.

Резко повысить эффективность можно и в госсекторе, отмечает эксперт. «Если каждый врач будет иметь компьютер, то перестанет тратить массу времени на заполнение различных бумаг, – привел пример он. – Огромный потенциал роста есть в жилищном строительстве, так как обеспеченность жильем у нас гораздо ниже, чем в развитых странах».

У нас есть преимущество низкого экономического уровня, мы можем быстро расти, адаптируя лучшие практики, те технологии, которые уже изобрели, делает вывод Стырин. «Но для этого нужна конкуренция, чтобы в бизнес легко было войти, чтобы новичков не «выметали» монополисты, уже обосновавшиеся на рынке, – пояснил он. – Снижением давления на бизнес будет и уменьшение коррупции».

Пока же государство не может обеспечить эффективное расходование средств даже по таким престижным стройкам, как стадион «Зенит». Это говорит о неготовности страны выйти на траекторию более быстрого роста. «По экономическому развитию мы находимся на уровне Южной Кореи пятнадцатилетней давности, но наши институты много хуже, чем в этой стране тогда», – сравнивает эксперт. Надежду на реальную борьбу с коррупцией и улучшение институциональной среды он видит в текущих трендах: снижении цен на сырье из-за сланцевой революции, а также росте дефицита Пенсионного фонда РФ.

Кризис в помощь

«Мировая экономика замедляется, и мы замедляемся вместе с ней. Мы не можем продавать больше, чем у нас покупают, – рассуждает первый зам. руководителя аналитического центра при правительстве РФ Владислав Онищенко. – Расти быстрее, чем соседи и экономические партнеры, очень сложно».

При этом он считает, что кризис поможет оздоровлению экономики: менее эффективные производства будут уходить с рынка, а высвободившиеся ресурсы тратиться более эффективно. Это то, чего не было сделано в 2008 году, когда власти спасали все отрасли и компании, которые можно было спасти. «Это не очень здравая экономическая позиция, так как неэффективные производства никуда не делись. Поэтому ползучий кризис будет в первую очередь выдавливать с рынка наименее эффективных производителей», – пояснил Онищенко.

Повышения производительности труда и сокращение темпов роста тарифов, а, значит, и себестоимости продукции – важнейшее условие для экономического роста. «Иначе мы не сможем конкурировать ни с импортом, ни увеличивать экспорт», – говорит эксперт.

Девальвация не спасет

«Современный кризис – это кризис модели экономики. Если вы ее не изменили, то ситуация продолжит ухудшаться, – прогнозирует профессор НИУ ВШЭ и директор департамента стратегического анализа «ФБК» Игорь Николаев. – Обвала не будет, но постепенно будет хуже. Замораживание зарплат, увольнение персонала – в 2013 и 2014 годах эти процессы будут нарастать».

Росстат ежемесячно спрашивает бизнес, что ограничивает его производственную активность. Предприниматели считают ограничителями роста недостаточный внутренний спрос, высокую налоговую нагрузку и неопределенность экономической ситуации. Именно эти проблемы нужно решать, говорит Николаев.

Кроме того, необходимо повышать эффективность бюджетных расходов и определиться с размером фискальной нагрузки, настаивает эксперт. «Налоговая нагрузка растет как на крупные производства с особыми условиями труда, так и для малых предпринимателей. При такой политике никакого ускоренного роста ВВП не может быть, – говорит Николаев. – Нерешенность проблемы дефицита Пенсионного фонда создает неопределенную экономическую ситуацию. Это крайне чувствительный для бизнеса вопрос».

Возможное снижение курса рубля не поможет обеспечить конкурентоспособность российского производителя. «По качеству мы конкурировать не сможем, а по цене большинство товаров у нас уже стоят дороже, чем в других странах, – рассуждает эксперт. – Зато это разгонит инфляцию, увеличит отток капиталов и еще сильнее снизит объем инвестиций. О росте можно будет только мечтать».

См. также:

Тенденции к спаду сохраняются
Промышленность вступила в рецессию
Промышленный рост будет зависеть от автопрома
Рецессия стала ближе

 

Автор текста: Селиванова Мария Олеговна, 18 апреля, 2013 г.