• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Портрет маятникового мигранта

Ежедневно сотни тысяч жителей Подмосковья совершают поездки на работу в Москву, создавая огромные потоки маятниковой миграции. Управление ею – важная задача регионального управления

Отслеживание и измерение объема и паттернов миграции затруднено сложностью получения данных и их анализа.

Исследование Ю. Ю. Шитовой и Ю. А. Шитова «Индивидуальные характеристики маятниковой трудовой миграции в Подмосковье: ГИС-анализ микро-данных» основано на микроданных о маятниковых трудовых мигрантах (МТМ), собранных в 2001 году. После сшивания нескольких баз данных о жителях Подмосковья (включая данные налоговой инспекции, пенсионного фонда, реестра российских предприятий) была получена информация по 60% трудоспособного населения.

Для каждого попавшего в выборку, таким образом, была доступна необходимая информация о месте жительства и месте работы, поле, возрасте, годовом доходе, характеристиках работодателя. Авторы используют географическую информационную систему (ГИС) для воссоздания пространственных потоков людей, совершающих поездки. С помощью ГИС-моделирования удалось восстановить наиболее вероятные маршруты перемещения конкретного человека с учетом существующей транспортной сети. Такая методика позволяет очень точно оценить, какие категории населения совершают поездки, длительность и дальность таких поездок.

В среднем жители Подмосковья, участвующие в маятниковой трудовой миграции, тратят около одного часа в одну сторону на дорогу, проезжая 50 километров. Однако решение человека о дальности маятниковой поездки сопряжено с многими индивидуальными факторами, учет которых позволяет более точно составить портрет подмосковного маятникового мигранта.

Многие исследователи отмечают феномен меньшей маятниковой мобильности женщин, т.н. «гендерную дискриминацию». Такое положение женщин связано с более равномерным распределением «женских» рабочих мест по сравнению с сильно концентрированными «мужскими», гендерной психологией, семейными обстоятельствами. На практике оказывается, что распределение времени и расстояния трудовой миграции в Подмосковье практически не отличается в зависимости от пола, женщины проводят в пути столько же, сколько и мужчины. В этой связи интересен факт, что заработная плата подмосковных женщин, несмотря на равные временные затраты, почти на 20% ниже соответствующего показателя у мужчин.

Рисунок 1. Распределение времени МТМ в зависимости от пола

Источник: «Индивидуальные характеристики маятниковой трудовой миграции в Подмосковье»

Рисунок 2. Распределение длительности МТМ в зависимости от пола индивида

 

Источник: «Индивидуальные характеристики маятниковой трудовой миграции в Подмосковье»

Другой аспект маятниковой мобильности – возраст человека. Предполагается, что наиболее длительная маятниковая миграция должна наблюдаться в среднем трудоспособном возрасте. В условиях Подмосковья наиболее активной группой оказываются лица в возрасте 20-30 лет, с увеличением возраста люди проводят в поездках на работу все меньше времени, т.е. активный возраст миграции сдвинут в нижней границе трудоспособного возраста.

Рисунок 3. Распределение длительности МТМ в зависимости от возраста индивида

 

Источник: «Индивидуальные характеристики маятниковой трудовой миграции в Подмосковье»

Влияние дохода на поведение маятникового трудового мигранта менее однозначно. Если принять в расчет, что большинство высокооплачиваемых работников являются офисными сотрудниками (белыми воротничками), а низкооплачиваемых – рабочими (синими воротничками), то белым воротничками приходится искать работу на более широком ареале, поскольку для них степень уникальности работы более высока. С другой стороны, ряд эмпирических исследований приходят к противоположным результатам. Интересно, что микроданные Подмосковья показывают определенное искажение в группе наиболее низко- и высокооплачиваемых работников.

Рисунок 4. Распределение длительности МТМ в зависимости от дохода индивида

 

Источник: «Индивидуальные характеристики маятниковой трудовой миграции в Подмосковье»

В группу с самыми низкими доходами попали, в первую очередь, сотрудники, получающие «серую» заработную плату, поскольку трудно предположить, что за такую небольшую сумму люди в среднем готовы проезжать огромное расстояние каждый день. Другой «выпадающей» точкой являются лица, получающие самые высокие доходы – но в этой группе невозможно отделить трудовые (требующие маятниковой миграции) и нетрудовые (доход от акций, собственности и прочих активов) доходы индивида. Если исключить из рассмотрения эти две крайние группы, в Подмосковье подтверждается прямая зависимость заработков и маятниковой миграционной активности – более высокооплачиваемые работники в среднем ездят на работу дольше и дальше.

Полный тест доклада «Индивидуальные характеристики маятниковой трудовой миграции в Подмосковье: ГИС-анализ микро-данных»

 

9 апреля, 2013 г.