• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

От чего зависит протестная активность

Развитость телекоммуникаций и высокая плотность населения способствуют активному участию в акциях протеста. Плохая погода, низкие заработки, репрессивные повадки властей заведомо снижают уровень участия в протестах. Доклад Антона Соболева на XIV Апрельской конференции ВШЭ

Митинги против фальсификаций на парламентских и президентских выборах в России в 2011-2012 гг. по своей численности стали самыми массовыми после 1993 года. От чего зависит способность людей организоваться для выражения недовольства действиями власти? Какие факторы положительно влияют на протестную активность, а какие – отрицательно? Эти факторы проанализировал в своей работе «Факторы коллективного действия: случай массовых протестов в России в 2011-2012 гг.» научный сотрудник Международного центра изучения институтов и развития НИУ ВШЭ Антон Соболев.

Исследователь использовал сообщения СМИ о митингах против фальсификации результатов выборов, которые прошли после парламентских и президентских выборов с 5 декабря 2011 года по 12 июня 2012 г в 75 российских регионах. Всего было зафиксировано более 450 акций протеста, из них примерно 2/3 носили антиправительственный характер.

В работе сделана попытка установить зависимость между численностью митингующих и такими географическими, технологическими, политическими и социальными параметрами, как концентрация населения, среднемесячные температуры воздуха, развитость телекоммуникационной инфраструктуры, репрессивность режима, величина прожиточного минимума и т.д. Как показали результаты исследования, значимая зависимость прослеживается в 50-70% случаев.

В ситуации, когда граждане сталкиваются с высокими барьерами по организации коллективных действий, контроль над поведением элиты затруднен

Автор приходит к выводу, что суровые географические условия ограничивают протестную активность людей. В регионах с более холодным климатом, при прочих равных условиях, доля граждан, выходящих на митинги, оказалась ниже. И наоборот, чем выше температура воздуха, тем выше доля участвующих в митинге протеста. В регионах с низким уровнем концентрации населения, при прочих равных условиях, процент жителей, выходящих на митинги, также ниже.

Соболев обнаружил положительную корреляцию процента выходящих на митинги протеста с количеством компьютеров на 100 человек, плотностью фиксированной телефонной связи, а также удельным весом граждан, пользующихся интернетом и мобильным телефоном. В регионах с более развитой телекоммуникационной инфраструктурой доля граждан, выходящих на митинги, выше.

Низкий уровень доходов населения сдерживает потенциал коллективного протеста. В регионах с низкими показателями социально-экономического развития (высоким уровнем безработицы, низким валовым региональным продуктомна душу населения, низкой средней зарплатой доля граждан, выходящих на митинги, ниже.

Чем больше результаты «Единой России» в регионах, тем меньше людей выходят на митинги. Соболев предлагает два объяснения этому факту. «Во-первых, чем больше в регионе голосов получает партия власти, тем в целом более довольно население реализуемой политикой. Меньше недовольных – меньше протестов, – считает ученый. – Альтернативное объяснение сводится к тому, что авторитарные региональные режимы, с одной стороны, более эффективно производят мобилизацию граждан для голосования за партию власти, с другой – с большей готовностью идут на репрессии в отношении оппозиционеров… Если посмотреть на соотношения демократичности политического режима и результатов выборов, можно увидеть, что наибольшие значения явки и голосов за партию власти получили наименее демократичные регионы», – пишет исследователь.

Подводя итоги, Соболев отмечает, что в России в целом сложно проводить коллективные действия. Возможно, именно данный факт во многом определяет низкое качество политических институтов и неустойчивый характер экономического развития страны, предполагает он: «В ситуации, когда граждане сталкиваются с высокими барьерами по организации коллективных действий, контроль над поведением элиты затруднен». Существуют свидетельства того, что наращивание протестной активности против действий властей объединяет политических деятелей, и, в перспективе, оказывает положительное влияние на функционирование политических и экономических институтов.

Однако потенциал коллективных действий зависит не только от географии и технологий коммуникаций, но и от стратегического (часто упреждающего) ответа правительств на саму возможность массовых акций протеста, добавляет исследователь.

Полный текст доклада А. Соболева
  Презентация к докладу А. Соболева

 

4 апреля, 2013 г.