• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

За Кипр во всем мире

Кипрские события, помимо очевидных последствий для самого острова, могут привести и к скорым изменениям «правил игры» для других  оффшорных зон, пишет The Economist

Всего лишь в прошлом году аналитики предсказывали Кипру рост влияния как мировой оффшорной зоны и финансового центра, способного к 2017 г. сравняться по объемам операций с Бермудскими островами. Теперь же многие экономисты в принципе сомневаются в будущем Кипра как налогового рая, пишет журнал The Economist в статье Have sent.

«Пророссийская» модель банковской системы понесла серьезные потери. Крупные вкладчики, уже оглядываются в поисках альтернативной юрисдикции–депозитария, а при первой возможности начнут вывод денег из кипрских банков. Крайне затруднительно представить себе, каким образом банки острова смогут привлечь к себе средства новых клиентов, взамен утраченных. А это уже напрямую коснется не только самих банков, но и значительной части остальной экономики, например десятков юридических фирм и других поставщиков услуг, работающих на клиентов из постсоветского пространства.

Не столь прозрачно будущее Кипра и в качестве канала «оптимизации» налогообложения: многие граждане РФ и стран Восточной Европы прежде использовали Кипр в качестве довольно универсального инструмента экономии на налогах, активно используя нулевую ставку и договоры об избежании двойного налогообложения доходов корпораций, дивидендов и доходов от прироста капитала (за исключением недвижимости). Возможности данной юрисдикции использовались также для «кругооборота» средств (round-tripping): вывод средств за рубеж и их последующее возвращение, но уже в качестве иностранных инвестиций, подлежащих льготному налогообложению. На данный момент остается только наблюдать, сможет ли Кипр смягчить репутационные потери от банковского кризиса.

Согласно распространенному мнению, Кипр – классический пример того, к чему может привести структурная гипертрофия финансового сектора, особенно в небольшой экономике. Вполне вероятно, этот пример даст повод другим оффшорным государствам, а также их клиентам задуматься и переосмыслить риски, угрожающие собственному благосостоянию. Хотя, с другой стороны, налоговые гавани, как правило, выигрывают от смятения инвесторов и экономической неопределенности, указывает Джейсон Шарман (Jason Sharman), профессор австралийского Griffith University.

«Коллеги» Кипра уже предлагают российским клиентам воспользоваться услугами, к которым они привыкли на Кипре. Согласно поступающим сообщениям, банки Швейцарии, Сингапура, Дубая и Андорры уcтроили охоту за «освободившимися» клиентами: представители некоторых из них лично летают к таким клиентам на переговоры.

Случай с Кипром подчеркнул еще одну проблему. Она заключается в оторванности контроля отмывания денег на бумаге и на практике. Кипр в рейтинге Базельского института корпоративного управления (Basel Instituteon Governance) оценен выше, чем, например, Германия. Подобная «нестыковка» наверняка происходит из-за игнорирования различий официального регулирующего законодательства, и реально действующих бизнес-практик.

График. Рейтинг страновых рисков The Basel AML index 2012

Влиятельные страны, во главе со США, могут воспользоваться поводом и усилить давление на налоговые гавани с тем, чтобы последние раскрывали информацию о своих клиентах для налоговых органов первых. Подобные шаги могут привести к ужесточению правил для оффшоров, росту их издержек и снижению активности их клиентов. Состоятельные россияне могут оказаться вовсе не единственными, кто почувствует на себе последствия кипрских неурядиц.

 

4 апреля, 2013 г.