• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проложить путь к дорогам жизни

Неравенство прав участников дорожного движения и агрессивное транспортное поведение – основные причины высокой смертности на российских дорогах. Без устранения этих факторов не решить проблему безопасности движения в стране. Доклад Экспертного совета при Правительстве РФ и НИУ ВШЭ «Безопасность дорожного движения в России: современное состояние и неотложные меры по улучшению ситуации»

Авторы доклада «Безопасность дорожного движения в России: современное состояние и неотложные меры по улучшению ситуации» подчеркивают, что безопасность дорожного движения – одна из важнейших социально-экономических и демографических задач страны.

Несмотря на большую целенаправленную работу, проводимую профильными государственными структурами, ситуация со смертностью на дорогах остается катастрофической. Российские показатели смертности населения в дорожно-транспортных происшествиях продолжают находиться на социально-неприемлемом, крайне высоком уровне. В 1992-2012 гг., то есть за период активной автомобилизации страны, на дорогах России погибло более 660 тысяч человек. Уровень транспортных рисков в России составляет 6,6 погибших на 10 тыс. автомобилей, что многократно выше, чем в странах – лидерах мирового рейтинга безопасности дорожного движения.

Рисунок 1. Транспортные риски в РФ: факт; официальный прогноз; сравнение с мировыми практиками

Источник: Презентация к исследованию

В настоящее время Россия отстает от лучших стандартов безопасности дорожного движения в 5-12 раз. В расчете на каждые 10 тысяч автомобилей наши потери в ДТП превышают показатели Великобритании и Швеции в 12 раз, Германии и Японии в 9,4 раза, Австралии, Италии, Испании в 8,3 раза, США – в 5 раз. Россия (наряду с Китаем, Индией, Бразилией, Камбоджей, Египтом, Кенией, Мексикой, Турцией и Вьетнамом) входит в группу «Risky States  10» – десятку стран с высоким уровнем транспортных рисков, на которую приходится более половины от общего числа смертей на дорогах мира.

Существующий официальный прогноз улучшения ситуация (красная линия на Рис. 1) эквивалентен принятию сценария догоняющего развития в сфере безопасности дорожного движения (БДД) с отставанием примерно в 40 лет от лидеров и сохранением России в числе аутсайдеров мирового рейтинга.

ФЦП не сработали

Действующая Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» оказалась малоэффективной. «Целью ФЦП-2012 было снижение к 2012 году количества погибших в ДТП в 1,5 раза по отношению к базе 2004 года. Фактическое снижение составило 27%. Стабильного снижения не удалось добиться в принципе: локальный понижательный тренд 2007-2009 гг. сменился новой фазой роста показателей смертности в 2010-2012 гг.», отмечается в докладе. Этот неуспех – на фоне значительного объема проделанной работы и вполне удовлетворительного уровня выполнения большинства программных мероприятий – авторы доклада связывают с архаичной идейно-методической основой, характерной как для ФЦП-2012, так и для следующей ФЦП-2020.

Основу федеральных целевых программ составляют мероприятия по улучшению качества дорожной инфраструктуры, совершенствованию организации дорожного движения, повышению качества и оперативности медицинской помощи пострадавшим и т.п. Но они дают мизерный эффект на фоне неравенства прав всех участников дорожного движения и агрессивного транспортного поведения автолюбителей.

Власть «неприкасаемых»

По мнению авторов доклада, значительное и заметное для общества снижение смертности на улицах и дорогах России возможно достичь только благодаря последовательному приведению институциональной среды дорожного движения к стандартам, характерным для развитых стран мира.

«Должна быть поставлена цель формирования «грамотного, ответственного и дружелюбного» транспортного поведения участников дорожного движения, которое становится общераспространенным исключительно при наличии адекватной институциональной среды; прежде всего – соблюдения тотального равенства прав, обязанностей и ответственности всех участников дорожного движения. Вне соблюдения этого императивного требования выход на уровень транспортных рисков, характерный для развитых стран, невозможен в принципе.

По данным социологического опроса сотрудников ГИБДД, проведенном ВЦИОМ в марте 2013 года, к категории «неприкасаемых» относится 20-40% участников дорожного движения в Москве, и до 10% в регионах. Совокупное количество участников дорожного движения, привилегии которых «оформляются» посредством светотехнических и звуковых устройств, специальных номерных серий, различного рода талонов, пропусков и т.п., исчисляется в настоящее время сотнями тысяч.

В эту категорию входят должностные лица различных административных и правоохранительных органов, депутаты всех рангов, состоятельные и/или публично-известные граждане, а также многочисленные родственники и знакомые «особо важных лиц».

Типичными нарушениями, допускаемыми «неприкасаемыми», являются существенное превышение скорости, пересечение сплошной полосы, езда в пьяном виде, а также движение по выделенной/встречной/ разделительной полосе.

При этом, подчеркивают авторы доклада, любая норма, допускающая подобное количество исключений, практически не работает. Преимущества в движении, предоставляемые по статусному (сословному, имущественному) признаку абсолютно несовместимы с рациональной системой общественных ценностей в сфере БДД.

Примечательно, что опросы показали: большинство нарушений общественное мнение приписывает именно привилегированным участникам движения.

Рисунок 2. Категории водителей, нарушающих ПДД

Источник: Презентация к исследованию

Отвечая на вопрос, «являются ли неформальные привилегии причиной высокой смертности на дорогах?», три четверти автомобилистов ответили «да» или «скорее да».

Власть «неприкасаемых» в стране автолюбители объясняют просто: их полномочия больше, чем полномочия сотрудника ГИБДД. Пресечение нарушений ПДД, совершенных «неприкасаемыми», чревато для инспектора неприятностями по службе, вплоть до увольнения.

Доклад призывает законодателей и регуляторов обратиться к мировому опыту, которому, подчеркивается в докладе, разработчики ФЦП практически не уделили внимания, и изучить успешные мировые практики, применяемые для повышения безопасности на дорогах. Так, например, совсем недавно в феврале 2013 года в Индии было принято решение об отказе от практики привилегий в дорожном движении. Верховный суд Индии постановил, что VIP-персоны не должны иметь преимуществ в движении на дорогах общего пользования. Тем самым он согласился с критическим отношением общественности к широко-распространенной в стране практике езды с «красными фонарями».

Критическое отношение к подобным привилегиям характерно и для России (см. рис. 3).

Рисунок 3. Ответ на вопрос: Поддерживаете ли Вы идею об отмене серийных номеров, свидетельствующих о ведомственной принадлежности транспортных средств?

Источник: Презентация к исследованию

Опасное вождение как стереотип успеха

Другой дорожной бедой является агрессивное транспортное поведение россиян-автолюбителей. Тут речь идет уже и о «рядовых» водителях. Превышение скорости, нежелание уступить дорогу пешеходу или другому водителю, «подрезание» и многие другие «небрежные» или «умышленные» агрессивные действия также являются причиной огромного количества ДТП.

Сохранение в России массовой практики агрессивного вождения, также как и сохранение общественного стереотипа, относящего такое вождение к признакам жизненного успеха, заведомо не позволят нам выйти на уровень транспортных рисков на уровне наиболее безопасных стран, констатируют авторы доклада.

И если в других странах понятие «агрессивного вождения» закреплено в законе и достаточно сурово карается, то в России понятие опасного вождения отсутствует как таковое. Так, например, в качестве наказания за опасное вождение, не ставшее причиной ДТП, законами тех или иных стран предусмотрено: тюремное заключение на срок от 5 дней до 6 месяцев; лишение прав на срок от 1 месяца до 1 года, с обязательной пересдачей экзамена по управлению автомобилем, а также прослушивание учебного курса по безопасному управлению транспортным средством и культуре транспортного поведения; различные денежные штрафы. Одновременно, каждый выявленный факт опасного вождения приводит к начислению штрафных баллов (points) в файл водительской истории, существенно увеличивающих тариф на страхование гражданской ответственности и ущерба.

Цена вопроса: 80 тысяч жизней

Авторы доклада убеждены: комплекс мер по уравниванию прав, обязанностей и ответственности участников дорожного движения, а также пресечению практики агрессивного вождения с одновременным укоренением в качестве общепринятой социальной нормы стандартов грамотного, ответственного и доброжелательного транспортного поведения, способен к 2030 году перевести Россию из малопочетной группы RS-10 в категорию стран с высоким уровнем БДД и сохранить до 80 тысяч человеческих жизней.

Среди таких мер: запрет на использование спецсигналов и спецзнаков на пассажирских легковых автомобилях; унификация регламентных действий сотрудников ДПС по факту ДТП вне зависимости от должностного статуса водителя или пассажира транспортного средства, разъяснительная работа с гражданами, которая закрепляет в общественном сознании стереотип о том, что «лихое» вождение признак маргинальности и человеческой несостоятельности, сложный, многоступенчатый процесс получения водительских прав, борьба с коррупцией (права нельзя купить).

Необходимо сформировать профессиональный корпус офицеров и сержантов дорожной полиции – защищенных законом, высокомотивированных, материально-обеспеченных, профессионально подготовленных, обеспеченных самой современной материально-технической и информационно-технологической базой для выполнения своих обязанностей.

«Принципиальным вопросом является переход от существующей парадигмы «водительские права несложно получить и очень сложно утратить» к более адекватной и жесткой парадигме «водительскую лицензию сложно получить и весьма просто утратить», – утверждают авторы доклада.

Все вышеуказанные меры по повышению безопасности на дороге авторы доклада предлагают учесть в доработке ФЦП-2020.

Полный текст доклада «Безопасность дорожного движения в России: современное состояние и неотложные меры по улучшению ситуации»
Презентация к социологическому исследованию «Сословия на дорогах: влияние социального неравенства среди участников дорожного движения на соблюдение правил (пдд)»

 

27 марта, 2013 г.