• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
vision

Пять типов россиян

Редакция журнала «СОЦИС» назвала лучшей публикацией 2012 года по методологическим проблемам социологии статью доцентов кафедры маркетинга фирмы факультета менеджмента ВШЭ Е.Г. Галицкой, Е.Б. Галицкого и Е.С. Петренко

Статья «Методика "ФОМография" и ресурсная дифференциация российского общества» (журнал «Социс» №10, 2012 год, с. 131-142) написанная Е.Г. ГалицкойЕ.Б. ГалицкимЕ.С. Петренко (исполнительный директор ФОМ) в соавторстве с С.А. Раппопортом (старший специалист ФОМ), посвящена анализу социальной структуры российского общества.

Исследование базируется на результатах пяти еженедельных опросов фонда «Общественное мнение». В них были собраны данные по шести переменным: возраст респондента, его материальное положение, тип населенного пункта, вид занятости, а также его вовлеченность в современные инновационные практики. Под последним подразумевалось пользование интернетом, вождение автомобиля, поездки за границу и т.д.

Исследователи сконструировали пространство, в котором положение человека в обществе характеризуется двумя переменными: уровнем витального ресурса (чем старше человек, тем меньшим витальным ресурсом он обладает, горизонтальная ось), и уровнем совокупного ресурса (вертикальная ось). «Совокупный ресурс» складывается из экономического ресурса (материальное положение), культурного (уровень образования и степень вовлеченности в современные практики), административного (должностной статус) и территориального (места жительства).

Так, человек, чей уровень совокупного ресурса близок к максимальному значению в 100 баллов, на треть обязан этим руководящей должности в сфере услуг, высшим образованием (своим и членов семьи) – на одну пятую, проживанием в Москве (20 баллов), высоким материальным положением (18 баллов) и освоенными современными практиками.

Таким образом, по вертикальной оси откладывались значения социально-демографических переменных. Данные на горизонтальной оси практически полностью совпадают с переменной возраста: чем старше человек, тем меньшим витальным ресурсом он обладает.

В этом сконструированном социальном пространстве современное общество стратифицировалось на пять групп. Три из них («высокоресурсные», «среднересурсные», «низкоресурсные» работники) складываются из трудоспособных людей, две остальные состоят из неработающих пенсионеров – «среднересурсных» и «низкоресурсных».

Рисунок1. Подтипы ресурсной типологии в обобщенном социальном пространстве

A – Высокоресурсные работники – 18%
B – Среднересурсные работники – 35%
C – Низкоресурсные работники – 20%
D – Среднересурсные пенсионеры – 10%
E – Низкоресурсные пенсионеры – 17%
Источник: «Методика «ФОМография» и ресурсная дифференциация российского общества»

Работники

Высокоресурсные работники – это, в первую очередь, обладатели высокого профессионального статуса. Две трети из них – предприниматели, специалисты или же руководители, причем обнаружено, что ответственные посты представители данной группы занимают в четыре раза чаще среднестатистического россиянина. Если же человек имеет невысокий должностной статус, принадлежностью к данной группе он обязан хорошему материальному положению семьи.

Образ жизни высокоресурсного работника сильно разнится со среднестатистическим россиянином. Представители этой ресурсной категории в два раза чаще, чем в среднем по России, пользуются интернетом (81% из них), в три раза чаще используют его на работе (35%). 10% из них используют мобильные устройства для доступа во Всемирную паутину. Кроме того, они чаще путешествуют и летают на самолетах (примерно каждый пятый высокоресурсный работник), а также следят как за физической формой, так и за интеллектуальным развитием.

В то время как 42% россиян характеризуют свое материальное положение как «не хватает на одежду или еду», у большинства представителей это группы есть средства и на крупные приобретения.

Самой многочисленной категорией оказалась группа «среднересурсных работников» – каждый третий россиянин отнесен исследователями к ней. Чаще всего представитель этой категории – рабочий или служащий; около половины их них имеют средства только на самое необходимое (еда, одежда и обувь). Кроме того, исследователи замечают, что среднересурсные работники в большинстве своем горожане – лишь 15% проживают в сельской местности.

Низкоресурсные работники характеризуются исследователями как наименее устроенная часть трудоспособных россиян: три четверти живут очень бедно и им не хватает на одежду и обувь. Вдвое реже, чем среднем по России (четверть «низкоресурсных работников») они обнаруживаются в крупных городах, а большинство (55%) живет в селах. Ни у кого из них или членов их семей нет высшего образования. Соответственно, и их пользование инфраструктурными благами ограничено, и оценка совокупного ресурса низка.

Пенсионеры

Среднересурсных пенсионеров 10% среди респондентов. Обнаружено, что они распределены в стране равномерно, независимо от величины населенных пунктов. Практически все они – 97% – не ездят за границу и не используют иностранную валюту, 96% – не летают самолетами. 66% из них не умеют и не хотят пользоваться интернетом, а 86% никогда и не пользовались.

Но материальное положение (одежду и обувь могут купить половина, но 92% не хватает на бытовую технику) отличает их от последней категории – «низкоресурсных пенсионеров».

Последняя группа – это почти 17% россиян. Почти двум третям из «низкоресурных пенсионеров» не хватает даже на еду. Мало кто из них учился где-то после школы, причем почти у половины из них никто из семьи не продолжил обучение после получения общего среднего образования. 98% из них никогда не пользовались интернетом, а 1% даже не имеет представления о нем.

Скрытые связи

Все группы состоят из нескольких подгрупп, каждая из которых обладает своим набором ключевых социально-демографических характеристик. В то же время все подгруппы, входящие в одну группу, схожи по уровню совокупного ресурса.

Обнаружено, что существует связь между положением человека в социальной структуре и его стилем жизни и мировоззрением. Зная отличия в социально-демографических переменных между разными людьми, можно предсказать глубину социальных разрывов между ними, считают авторы. Это открывает возможности таргетинга в маркетинге.

Выявлено, что положение человека в социальном пространстве влияет на то, чем он занимается в свободное время. Чем выше уровень совокупного ресурса, тем вероятнее, что он посещает музеи (94% вероятности), кинотеатры (93%), зоопарки (89%), кафе (86%), ночные клубы (81%). Обнаружена связь между уровнем совокупного ресурса и политическими воззрениями. Корреляция совокупного ресурса со склонностью проголосовать за партию «Яблоко» была равна 0,86, а с готовностью проголосовать за «Правое дело» – 0,83. В то же время, несмотря на рост поддержки оппозиционных сил с ростом совокупного ресурса, его корреляция со склонностью участвовать в акциях протеста была отрицательна: -0,89.