• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Пять типов россиян

Редакция журнала «СОЦИС» назвала лучшей публикацией 2012 года по методологическим проблемам социологии статью доцентов кафедры маркетинга фирмы факультета менеджмента ВШЭ Е.Г. ГалицкойЕ.Б. Галицкого и Е.С. Петренко

Статья «Методика "ФОМография" и ресурсная дифференциация российского общества» (журнал «Социс» №10, 2012 год, с. 131-142) написанная Е.Г. ГалицкойЕ.Б. ГалицкимЕ.С. Петренко (исполнительный директор ФОМ) в соавторстве с С.А. Раппопортом (старший специалист ФОМ), посвящена анализу социальной структуры российского общества.

Исследование базируется на результатах пяти еженедельных опросов фонда «Общественное мнение». В них были собраны данные по шести переменным: возраст респондента, его материальное положение, тип населенного пункта, вид занятости, а также его вовлеченность в современные инновационные практики. Под последним подразумевалось пользование интернетом, вождение автомобиля, поездки за границу и т.д.

Исследователи сконструировали пространство, в котором положение человека в обществе характеризуется двумя переменными: уровнем витального ресурса (чем старше человек, тем меньшим витальным ресурсом он обладает, горизонтальная ось), и уровнем совокупного ресурса (вертикальная ось). «Совокупный ресурс» складывается из экономического ресурса (материальное положение), культурного (уровень образования и степень вовлеченности в современные практики), административного (должностной статус) и территориального (места жительства).

Так, человек, чей уровень совокупного ресурса близок к максимальному значению в 100 баллов, на треть обязан этим руководящей должности в сфере услуг, высшим образованием (своим и членов семьи) – на одну пятую, проживанием в Москве (20 баллов), высоким материальным положением (18 баллов) и освоенными современными практиками.

Таким образом, по вертикальной оси откладывались значения социально-демографических переменных. Данные на горизонтальной оси практически полностью совпадают с переменной возраста: чем старше человек, тем меньшим витальным ресурсом он обладает.

В этом сконструированном социальном пространстве современное общество стратифицировалось на пять групп. Три из них («высокоресурсные», «среднересурсные», «низкоресурсные» работники) складываются из трудоспособных людей, две остальные состоят из неработающих пенсионеров – «среднересурсных» и «низкоресурсных».

Рисунок1. Подтипы ресурсной типологии в обобщенном социальном пространстве

A – Высокоресурсные работники – 18%
B – Среднересурсные работники – 35%
C – Низкоресурсные работники – 20%
D – Среднересурсные пенсионеры – 10%
E – Низкоресурсные пенсионеры – 17%
Источник: «Методика «ФОМография» и ресурсная дифференциация российского общества»

Работники

Высокоресурсные работники – это, в первую очередь, обладатели высокого профессионального статуса. Две трети из них – предприниматели, специалисты или же руководители, причем обнаружено, что ответственные посты представители данной группы занимают в четыре раза чаще среднестатистического россиянина. Если же человек имеет невысокий должностной статус, принадлежностью к данной группе он обязан хорошему материальному положению семьи.

Образ жизни высокоресурсного работника сильно разнится со среднестатистическим россиянином. Представители этой ресурсной категории в два раза чаще, чем в среднем по России, пользуются интернетом (81% из них), в три раза чаще используют его на работе (35%). 10% из них используют мобильные устройства для доступа во Всемирную паутину. Кроме того, они чаще путешествуют и летают на самолетах (примерно каждый пятый высокоресурсный работник), а также следят как за физической формой, так и за интеллектуальным развитием.

В то время как 42% россиян характеризуют свое материальное положение как «не хватает на одежду или еду», у большинства представителей это группы есть средства и на крупные приобретения.

Самой многочисленной категорией оказалась группа «среднересурсных работников» – каждый третий россиянин отнесен исследователями к ней. Чаще всего представитель этой категории – рабочий или служащий; около половины их них имеют средства только на самое необходимое (еда, одежда и обувь). Кроме того, исследователи замечают, что среднересурсные работники в большинстве своем горожане – лишь 15% проживают в сельской местности.

Низкоресурсные работники характеризуются исследователями как наименее устроенная часть трудоспособных россиян: три четверти живут очень бедно и им не хватает на одежду и обувь. Вдвое реже, чем среднем по России (четверть «низкоресурсных работников») они обнаруживаются в крупных городах, а большинство (55%) живет в селах. Ни у кого из них или членов их семей нет высшего образования. Соответственно, и их пользование инфраструктурными благами ограничено, и оценка совокупного ресурса низка.

Пенсионеры

Среднересурсных пенсионеров 10% среди респондентов. Обнаружено, что они распределены в стране равномерно, независимо от величины населенных пунктов. Практически все они – 97% – не ездят за границу и не используют иностранную валюту, 96% – не летают самолетами. 66% из них не умеют и не хотят пользоваться интернетом, а 86% никогда и не пользовались.

Но материальное положение (одежду и обувь могут купить половина, но 92% не хватает на бытовую технику) отличает их от последней категории – «низкоресурсных пенсионеров».

Последняя группа – это почти 17% россиян. Почти двум третям из «низкоресурных пенсионеров» не хватает даже на еду. Мало кто из них учился где-то после школы, причем почти у половины из них никто из семьи не продолжил обучение после получения общего среднего образования. 98% из них никогда не пользовались интернетом, а 1% даже не имеет представления о нем.

Скрытые связи

Все группы состоят из нескольких подгрупп, каждая из которых обладает своим набором ключевых социально-демографических характеристик. В то же время все подгруппы, входящие в одну группу, схожи по уровню совокупного ресурса.

Обнаружено, что существует связь между положением человека в социальной структуре и его стилем жизни и мировоззрением. Зная отличия в социально-демографических переменных между разными людьми, можно предсказать глубину социальных разрывов между ними, считают авторы. Это открывает возможности таргетинга в маркетинге.

Выявлено, что положение человека в социальном пространстве влияет на то, чем он занимается в свободное время. Чем выше уровень совокупного ресурса, тем вероятнее, что он посещает музеи (94% вероятности), кинотеатры (93%), зоопарки (89%), кафе (86%), ночные клубы (81%). Обнаружена связь между уровнем совокупного ресурса и политическими воззрениями. Корреляция совокупного ресурса со склонностью проголосовать за партию «Яблоко» была равна 0,86, а с готовностью проголосовать за «Правое дело» – 0,83. В то же время, несмотря на рост поддержки оппозиционных сил с ростом совокупного ресурса, его корреляция со склонностью участвовать в акциях протеста была отрицательна: -0,89.

 

27 марта, 2013 г.